И пусть горит в стыде позора команда серых мудрецов

8 марта 2016 года – самый грустный праздник для российских женщин и вообще для всех любителей российского спорта. После того, что произошло, спортивный мир больше никогда не будет прежним. Шесть российских чемпионов менее чем за одни сутки были уличены в употреблении допинга.

Началось все с сенсационной пресс-конференции Марии Шараповой. Как мировая суперзвезда с целой командой профессиональных менеджеров и врачей оказалась в эпицентре такой истории – это самая главная тайна. Удивительно, но факт. Высокий уровень команды Марии и компании IMG, работающей над ее имиджем, подчеркивает то, как была организована встреча с прессой, что и как было на ней сказано, как вообще все прошло, и какая была у мировой общественности после нее реакция.

Шарапова, также как и четверо из остальных пяти российских спортсменов, проваливших допинг-тест, была уличена в употреблении мельдония или как его еще называют милдроната. Но надо понимать, что Мария Шарапова и российский спорт – это две большие разницы. Становление и успехи Марии происходили вдалеке от российской действительности и российских чиновников. Шарапова, самая высокооплачиваемая спортсменка современности, – это американский «продукт» ее отца, академии Боллетьери и компании IMG. Это не отменяет того факта, что она всегда оставалась патриотом своей родины, всегда представляла только Россию и всегда являлась символом российского спорта. И даже в такие тяжелые времена…

Что значит история с допингом лично для Марии, нам только предстоит узнать. Финансовые потери будут существенны, но есть все основания предполагать, что наказание Шараповой будет минимальным из всех возможных и скоро она вернется на корт, чтобы побеждать. Олимпиаду в Рио, скорее всего, придется пропустить.

Что же происходит с российским спортом? Нормально ли это, когда за одни сутки шесть спортсменов из разных видов спорта попадаются на допинге, пятеро из них на одном и том же, который был введен в перечень запрещенных всего три месяца назад? Причем спортсмены-чемпионы. Кулижников, Елистратов, Боброва… И есть опасения, что это еще не конец…

О милдронате последнее время так много пишут и говорят, что на него реально взлетели цены в аптеках, и он стал дефицитным продуктам. Это лучше любой рекламы! Этот препарат был придуман в СССР (если быть точным, в Латвии) и применялся исключительно на постсоветском пространстве. С 1 января 2016 года он внесен в список запрещенных. Первой жертвой допинг-офицеров стала бывшая российская биатлонистка, а ныне украинка Ольга Абрамова.

Ответ на вопрос «Зачем его решили запретить?» не так важен, как ответ на вопрос «Почему никто из российских чиновников не выступил против его включения в список запретных?» Из-за легкоатлетических скандалов? По природной скромности? Из-за непрофессионализма? Теперь это не важно. Теперь нам всем расхлебывать этот стыд и позор.

Здесь хотелось бы отметить, что о проблемах с мельдонием говорили давно. Еще 19 февраля в «Спорт-Экспрессе» вышла статья «Допинговые жертвы: кто следующий?». Вот цитата: «Есть основания думать, что отсутствие российских пострадавших от запрета на милдронат – явление временное. Уж слишком активно использовался у нас этот препарат, по поводу и без».

А вот, что сказала советник министра спорта Наталья Желанова: «Во все федерации по видам спорта были направлены информационные письма о запрете на милдронат. Отдельно проинформировали врачей сборных команд, плюс вся информация была размещена на сайте РУСАДА (агентства, которого к тому времени уже фактически не существовало – прим. автора)». Не всегда наши желания совпадают с нашими возможностями…

Давайте порассуждаем на глобальные темы и постараемся найти ответы на насущные вопросы.

Существует ли заговор против спортивной России?

Нет. Нет, нет и еще раз нет. То, что мы оказались в такой ситуации, это целиком и полностью наша вина. Допинг в российском спорте был? Повсеместно. Дело касалось одного тренера и одного вида спорта? Далеко нет. Удалось ли привести убедительные доказательства того, что хотя бы одно из обвинений в применении допинга было голословным и необоснованным? К сожалению, нет. Препарат является запрещенным? Да. Он найден в вашем организме? Да. Какие могут быть вопросы к проверяющим?

Вопросы к тем, кто принимает решения и всем нашим спортивным хозяйством управляет. Не доглядели, не предусмотрели, думали, что пронесет, положились на авось, рассчитывали договориться… Но не срослось.

Проблемы российского спорта кроются в столкновении двух факторов. Наших амбиций и возможностей. Мы по-прежнему очень многого хотим, но не можем. Детские школы развалены, у детских тренеров смехотворные зарплаты, откуда браться новым поколениям успешных спортсменов? При этом на самом раннем детском уровне ставится задача победы любой ценой. Как результат: допинг на всех уровнях.

И, конечно, фирменная черта современного российского спорта – непрофессионализм высшего уровня. Как получилось, что наш суперталантливый конькобежец Павел Кулижников к 21 году уже второй раз попадается на допинге?! Причем оба случая «пустяковые», которые легко можно было предотвратить. Да с него надо было пылинки сдувать, а не пускать все на самотек…

А как вам заявления наших функционеров о том, что «допинг нашим спортсменам подбросили»? Сравните с профессиональной пресс-конференцией Марии Шараповой. Комментарии излишни…

Россия хуже всех?

Опять нет. Допинговые скандалы разгораются в легкой атлетике в Кении и Эфиопии, в тяжелой атлетике в Болгарии. Проблемы есть в разных странах. Если поднять статистику, то и ведущие европейские страны, и США не сильно отстают. Но, возможно, нигде еще применение запрещенных веществ не принимало такой повсеместной практики.

Борьба с допингом – это зло?

А вот здесь, мне кажется, стоит задуматься. Почему началась борьба с допингом? Потому что спортсмены были готовы умереть, но победить. Но не продвинулись ли мы слишком далеко в борьбе с допингом? Многие называют ВАДА – монстром современного спорта, взращенным в пробирке. Нормально ли, что спортсмен не может сделать «чих», не уведомив допингового комиссара? Нормально ли, что спортсмен должен заранее сообщать, где и когда он будет находиться, и не дай Бог его там не окажется. Нормально ли, что в современном спорте существует презумпция виновности?

Что мы хотим от современного спорта? Интересно ли нам наблюдать за соревнованиями сегодня, осознавая, что через 7, 8, 10 лет победителей могут признать незаконными, а чемпионами признать финишировавших за пределами первой тройки или даже десятки?

Лэнса Армстронга вынудили сознаться в использовании допинга. Таким образом была сделана попытка уничтожить пример «американской мечты» в чистом виде: человек победил рак и победил на Тур де Франс рекордные 7 раз. И что, он не победил бы, не принимая допинг? А так ли это важно сегодня? И ничего, что, когда решили отдать победы финишировавшим после великого американца, оказалось, что почти ВСЕ призеры также были раньше или позже пойманы на допинге?

Что-то нужно менять. Возможно, разрешить допинг. А почему нет? Возможно, ввести правило: того, кого не поймали через сутки после победы, не могут лишить титула ни при каких обстоятельствах. Это еще и позволит сэкономить огромные средства, которые ежегодно тратятся на борьбу с допингом. Возможно, стоит упростить условия соревнований. Велосипедисты принимали допинг не только потому, что они такие нечестные, но еще и потому, что в условиях современных гонок проехать всю дистанцию ничего не принимая невозможно. Просто есть еще разрешенные средства, а есть уже запрещенные. Давайте сделаем такие условия гонок, что их сможет проехать и нормальный человек.

Как и с российским спортом, про который мы всегда говорим, что надо определиться с целью, давайте поймем, ЧТО мы хотим от современного спорта. Вечной гонки за ведьмами или сам Спорт должен оставаться на первом месте?

Что теперь будет?

Предлагаю для рассмотрения три варианта развития событий: пессимистичный, средний и оптимистичный.

Пессимистичный. Всех накажут. Накажут по максимуму. И по закону. В Рио не поедет не только легкоатлетическая сборная, но и вообще вся сборная России целиком. Конец. Тушите свет. Начинаем жизнь с нуля.

Оптимистичный. России удастся доказать, что милдронат – это не допинг. Или, как минимум, что принимался он еще до Нового года, а потом просто не вывелся еще из организма, а дальше мы ничего и никогда нарушать не будем. И нам поверят. Либо докажем, что у каждого пойманного российского спортсмена были терапевтические исключения. Ну и, конечно, все поедут в Рио. Только верится в этот вариант с трудом. Бороться со спортсменами у нас умеют, но не за спортсменов. К сожалению.

Средний. Всех накажут, но по минимуму. На 1-2 года. Клеймо останется. Легкая атлетика в Рио пройдет без России. И новые скандалы в российском спорте еще появятся. Возможно, не только в российском.

Вместо выводов.

Чему нас учит великое произведение Талеба «Черный лебедь»? Что-то кажется нам невероятным ровно до того времени, пока это не произойдет. Спортивный мир меняется. Готовимся к большим изменениям. Очень бы не хотелось, чтобы Россия осталась на обочине этих перемен…

Владимир Агеев

П.С.: Настоящая публикация стала 51-ой в моем блоге. Интересно, что тема первой публикации приобрела сегодня особую актуальность. Купленные за 100 миллионов евро игроки так ничего и не изменяли. Не все в этом мире меряется деньгами. И это хорошо… А в качестве заголовка к статье приводится цитата поэта Владимира Сахутина. Очень уместны эти слова и по настроению, и по смыслу.

 

  • Vkontakte comments
  • Facebook comments