Тезисы доклада Владимира Сараева «Актуальные вопросы государственной политики противодействия применению допинга на современном этапе»

10 июня 2016 года заместитель Председателя Экспертного совета по физической культуре и спорту при Комитете Совета Федерации по социальной политике Владимир Сараев выступил на заседании совета с докладом «Актуальные вопросы государственной политики противодействия применению допинга на современном этапе».

В начале выступления, не претендуя на оригинальность, Владимир Сараев обратился к известному выражению Карла Маркса «Мудрый законодатель предупредит преступление, чтобы не быть вынужденным наказывать за него...»

Согласно академическому подходу, государственная политика — это целенаправленная деятельность органов государственной власти по решению общественных проблем, достижению и реализации общезначимых целей развития общества или его отдельных сфер. Она является средством, позволяющим государству достичь определенных целей в конкретной области, используя правовые, экономические, административные методы воздействия, опираясь на ресурсы, которые имеются в его распоряжении. Политика должна быть открытой, конкурентной и ориентированной на результаты.

На основе комплексного анализа проблем, учета их специфики и факторов, влияющих на проблемы, определяются цели и задачи политики, что позволяет выбрать основные направления и разработать совокупность мероприятий для решения той или иной проблемы. Мероприятия разрабатываются по направлениям политик, и здесь присутствует и социальная политика.

Социальная политика и ее составная часть — спортивная политика на современном этапе терпят проверку на оценку их эффективности по противодействию допингу.

Что мы наблюдаем в настоящее время? Это формирующиеся позиции нападения иностранных «друзей» и ответной защиты Минспорта в лице Министра спорта В.Л. Мутко.

Всем известны последние ключевые события:

— дисквалификация Марии Шараповой;

— возбуждение Следственным комитеттом уголовного дела в отношении (пока?) неустановленных лиц Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА) по статье 201 Уголовного кодекса РФ за злоупотребление полномочиями;

— четвертый фильм немецкого журналиста Хайо Зеппельта;

— перепроверка допинг-проб спортсменов, участвовавших в Олимпиадах 2008, 2012 годов

Легко рассуждать о прошедшем, но целью выступления является не оценка исполняемого, а попытка найти ответы на классические вопросы: «Что делать?», «Что еще сделать?».

Работа в этом направлении имеет несколько направлений:

1) международное направление (репутационная стратегия и интегрирование в общую мировую борьбу с допингом. Дипломатии Министра спорта здесь не достаточно.

2) федеральное (российское) направление (стратегическое планирование, структурно-организационные преобразования и нормативно-правовое регулирование).

а) Действуют Общероссийские антидопинговые правила, разработанные общероссийской антидопинговой организацией с учетом антидопинговых правил, утвержденных международными антидопинговыми организациями, на основании положений Международной конвенции о борьбе с допингом в спорте, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО на 33-й сессии в городе Париже 19 октября 2005 г. и ратифицированной Федеральным законом от 27 декабря 2006 г. No 240-ФЗ «О ратификации Международной конвенции о борьбе с допингом в спорте» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, No 1, ст.3), и пункта 1 части 2 статьи 26.1 Федерального закона от 04.12.2007 No 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

Правила требуют актуализации и изменений в связи с требованием времени.

б) Ранее утвержден Приказ Минспорта России от 04.09.2013г. № 710 «О реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года».

В Приказе выделен раздел IX «Развитие организационно-управленческого, кадрового, научно-методического, медико-биологического и антидопингового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности», есть ответственные заместители Министра Нагорных Юрий Дмитриевич, Новиков Павел Владимирович, Паршикова Наталья Владимировна.

Стратегическое планирование — это одна из функций стратегического управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения.

Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений. Функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов.

Стратегия дает сбои в исполнении и не содержит решений в связи с последними событиями на направлении главного удара — борьбе с допингом.

3) региональное направление (изменения в региональные законы о спорте).

а) Субъектов Российской Федерации — 85. Сколько принято региональных Законов о спорте?

Необходимо сфокусироваться на борьбу с допингом на уровне регионов! Тем более, что к предмету совместного ведения по Конституции России относятся не только общие вопросы физической культуры и спорта, но и административное законодательство.

б) В связи с отсутствием ежегодного мониторинга спортивного законодательства (Указ Президента Российской Федерации от 20.05.2011 г. № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации»; Постановление Правительства Российской Федерации от 19.08.2011 г. № 694 «Об утверждении методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации»), спорт не попадает в Планы мониторинга, утверждаемые Правительством ежегодно. Нет в Планах — значит нет в Докладах о результатах мониторинга правоприменения! По Докладу за 2014 год наиболее динамично развивалось законодательство по вопросам по вопросам прохождения военной службы, среднего профессионального образования, использования и охраны недр, водных биологических ресурсов, осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Спорта там нет!

4) Направление привлечения общественности.

Архиважно незамедлительное создание эффективной системы общественной поддержки и контроля при противодействии допингу, которая взяла бы на себя значительную роль в пропаганде нетерпимости к допингу, запустила программу «Антидопинг», образовало бы Общественный всероссийский антидопинговый центр и др.

5) Кадровое обеспечение (обучение, выработка правил, в том числе корпоративных, комплаенс (соответствие стандартам и выработанным правилам, система контроля). В любой зарегламентированной сфере работу все равно исполняют люди (человеческий фактор) никто не исключал.

 

Владимир Сараев закончил выступление афоризмом Оливера Венделла Холмса «В этом мире не так важно, где мы находимся, как то, в каком направлении мы движемся.»

источник http://sportscrime.ru/news/view/?id=2102

 

  • Vkontakte comments
  • Facebook comments