Путин о спортивном образовании

putinsmall

16 мая председатель правительства РФ Владимир Путин провел в Краснодаре заседание президиума президентского Совета по развитию физкультуры и спорта. Основная тема заседания – подготовка высококлассных специалистов для работы в спортивной отрасли. Именно спортивное образование становится приоритетом сегодняшнего дня для поступательного и эволюционного развития всей спортивной сферы в стране. Спортдиплом.Ру публикует вступительную речь Владимира Путина без купюр.

«Добрый день, уважаемые коллеги!
 
Поговорим сегодня о подготовке специалистов в области спорта и физической культуры. Наша цель – привлечь к занятиям физической культурой и спортом максимальное число граждан, сформировать и укрепить в обществе ценности здорового образа жизни. Мы, конечно, будем продолжать реализовывать крупные проекты – такие, как подготовка к сочинской Олимпиаде, Универсиаде в Казани, будем проводить чемпионаты Европы, мира. Хочу всех поздравить, что Россия получила право проведения чемпионата мира по хоккею с шайбой в 2016 году. 
 
Я уверен, что специалисты понимают: при всех сложностях и при том, что спорт – это спорт, и не всегда удается побеждать, всё-таки болельщики всегда ждут побед. Всегда ждут побед! И очень рассчитываю, что не только в хоккее, но и по другим видам спорта наши национальные сборные нас порадуют, а специалисты вовремя, своевременно будут анализировать ситуацию, вовремя вносить коррективы, готовиться к предстоящим стартам и добиваться успеха.
 
Но, повторяю, наша цель сегодня – поговорить о профессиональном образовании. Для решения задач в этой сфере важно подготовить достойных специалистов – тренеров, учителей физкультуры и в школах, и в вузах, тех, кто поможет раскрыть и реализовать спортивный потенциал спортсмена, да и вообще каждого человека, воспитать в человеке ответственное отношение к своему собственному здоровью.
 
Напомню, родоначальником профильного (спортивного) образования в России был легендарный врач и педагог Пётр Лесгафт, который в 1896 году открыл в Санкт-Петербурге высшие специализированные курсы. Отечественная школа подготовки тренерско-преподавательского состава развивалась весьма интенсивно, и за 115 лет своей истории она по праву заслужила действительно международное признание. Более того, по многим видам спорта наши специалисты считаются лучшими в мире. Поэтому важнейшая задача – сохранить кадровую преемственность, сохранить традиции. 
 
Нужно, между тем, признать, что в последнее время планка спортивного образования в России снижается, многие высококлассные специалисты предпочитают работать за пределами страны. Безусловно, кадровая мобильность в современном мире – это дело естественное, рабочие силы всегда (в свободном мире) ищут и находят условия, где предлагаются лучшие условия для их применения. Это очевидный факт, поэтому мы должны стремиться, чтобы и российские, да и зарубежные наставники могли реализовать себя именно в нашей стране. 
 
Наша задача – создать для этого, как я сказал, необходимые условия. Их опыт – опыт преподавателей и тренеров – необходимо использовать и в системе обучения новых поколений спортивных инструкторов, педагогов, тренеров. Важно наладить более тесное взаимодействие с лучшими иностранными школами, в том числе и за счёт стажировки российских специалистов за рубежом.
 
Подчеркну, высококвалифицированные специалисты необходимы, чтобы запустить полноценный образовательный процесс не только в действующих учебных заведениях, но и на новых инновационных площадках. Напомню при этом, что в преддверии Универсиады в Казани откроется международный образовательный центр Международной федерации студенческого спорта. Центр, могу вас проинформировать, будет работать на базе семи спортивных объектов Всемирной летней Универсиады, а в Сочи уже начал свою работу Российский международный олимпийский университет.
 
Конечно, нужно подумать, как эффективно использовать возможности казанского и сочинского центров для повышения международного авторитета отечественной спортивной науки и образования, другими словами – чтобы к нам стремились ехать за качественными знаниями, современными технологиями.
 
Следующая задача – укрепление материально-технической и научной базы спортивного образования. Ещё пару десятков лет назад в наших профильных вузах действовало порядка 80 спортивно-педагогических и медико-биологических лабораторий. Сегодня весь спектр работ выполняет лишь пять научно-исследовательских подразделений. По оценкам экспертов, для серьёзной работы нашим специализированным вузам необходимо 154 комплекса по изучению влияния физической и психологической нагрузки на организм спортсмена. Реально в наличии только 27. А мы знаем с вами хорошо: без знаний, объективной информации, которые они дают, сегодня не обойтись ни тренеру, ни спортивному педагогу.
 
Минспорттуризма РФ и Минобразования РФ нужно принять все меры по внедрению современной техники и технологий в программы образовательных учреждений и высших школ тренеров. Прежде всего, конечно, нужно подумать (и мы понимаем с вами, насколько это важно) об игровых видах спорта, прежде всего потому, что они самые массовые, но не забывать, разумеется, и все другие.
 
Хорошим подспорьем для развития и совершенствования профессиональной подготовки тренерско-преподавательского состава может стать образовательный интернет-портал. Он объединит информационные ресурсы ведущих спортивных университетов и обеспечит доступность самых свежих данных о достижениях спортивной науки, новых педагогических практиках, позволит пользоваться всем, кто проявляет интерес (профессиональный и просто человеческий интерес) к этому виду деятельности. Единая информационно-образовательная сеть в сфере физической культуры и спорта должна быть запущена уже в начале следующего, 2012 года.
 
Далее. На сегодня практически все 146 вузов, которые готовят спортивных специалистов, нуждаются в обновлении, строительстве или реконструкции универсальных и специализированных залов по различным видам спорта. Для решения этих задач реализуется целый комплекс мер. Так, в рамках программы «Развитие физической культуры и спорта в России на 2006-2015 годы» в Ленинградской и Челябинской областях сейчас создаются два федеральных центра подготовки при спортивных вузах. Реконструкция и строительство вузовских спортивных сооружений идут в Воронеже, Краснодаре, Смоленске. В 2010-2011 годах на эти цели направлено 9 млрд. рублей.
 
Кроме того, Минобрнауки РФ совместно с партией «Единая Россия», как вы знаете, в прошлом году запустило программу «500 бассейнов», в рамках которой бассейны в пяти вузах уже построены, в 17 вузах строительные работы начались в этом году. Однако до сих пор сохраняется просто иногда анекдотичная ситуация: в ряде спортивных вузов тренеров по плаванию, например, или по лёгкой атлетике готовят без бассейнов и без легкоатлетических стадионов. Конечно, нужно самым внимательным образом посмотреть на эту проблему. Это реальная проблема. И тренеры у нас, как в анекдоте, будут: «Вы сами-то умеет плавать?» – «Нет. Я знаю, как нужно плавать». Но этого недостаточно, и, конечно, нужны спортивные объекты.
 
Следующая тема. Особое внимание следует обратить на работу тех, кто занимается поиском спортивных талантов, на формирование нашего спортивного резерва в целом. Ещё пару десятков лет назад у нас была эффективная система отбора и подготовки талантливых детей, основу которой составляло порядка 300 спортивных школ-интернатов. Сегодня их осталось по всей России не более 10. Система отбора должна быть, безусловно, восстановлена, в том числе за счёт возрождения подобных школ-интернатов в регионах Российской Федерации. Я прошу наших коллег, руководителей регионов России, обратить на это особое внимание.
 
Безусловно, ключевое место в формировании спортивного резерва для сборных команд страны в субъектах РФ занимают училища олимпийского резерва. Уникальность образовательного процесса в них заключается в сочетании учёбы с активной тренировочной и соревновательной деятельностью учащихся. И в рамках новых образовательных стандартов этот принцип должен быть не только сохранён, но и получить развитие.
 
Крайне важно активно продвигать спорт и в обычных, общеобразовательных школах. Как вы знаете, в учебную неделю вводится третий урок физкультуры. Считаю, что это абсолютно правильный шаг. Но он должен быть подкреплён необходимой базой, только тогда и ожидаемый эффект будет достигнут. Школьные преподаватели физической культуры должны быть современными и подготовленными специалистами. Естественно, когда это делается по совместительству либо преподавателями труда, либо военруками и так далее, при всем уважении к этим людям это всё-таки не тот уровень.
 
В рамках нашего проекта по поддержке российской школы нужно обязательно предусмотреть меры по привлечению в школы профессиональных специалистов – хороших, хорошо подготовленных людей, а также по переподготовке преподавателей, повышению их квалификации в соответствии с актуальными методиками. Нужно, конечно, существенно обновить содержание уроков физической культуры, сделать их по-настоящему интересными и доступными для детей с разными физическими возможностями и состоянием здоровья.
 
Кроме того, обращаю внимание, что в отдельных регионах более 30 процентов школ вообще не имеет спортивной инфраструктуры, а спортзалы соответствуют санитарным нормам только лишь в девяти субъектах Российской Федерации. Изменить такое положение дел тоже важнейший приоритет программы модернизации российской школы.
 
Вот мы сегодня посмотрели, здесь, у Ткачёва (Александр Ткачев – губернатор Краснодарского края), есть просто замечательные проекты. Александр Николаевич, просто прекрасные! Можно делать ведь и спортивные сооружения межшкольные, которые сразу будут использоваться несколькими школами, но самые элементарные вещи должны быть в каждой школе, безусловно.

 

  • Vkontakte comments
  • Facebook comments