Зачем спонсорам нужны российские футбольные клубы?

SD: Зачем спонсорам нужны российские футбольные клубы? Именно так ставится вопрос сегодня. В прошлом сезоне много говорилось о конфликте интересов Сулеймана Керимова - владельца ФК "Анжи" и основного акционера "Уралкалия" - спонсора ФК "Амкар". После матча "Амкар" - "Анжи" многим специалистам стало ясно, зачем заходил спонсор. После выхода Керимова из высоких футбольных отошений "Амкар" продолжил чудить и подписал спонсорский контракт с "Банком Москвы", написав гордое имя Москвы на груди пермских патриотов. Как говорили в Перми в то время, "легли под Москвой-2". Контракт обошелся банку в несколько миллионов долларов в год. В этом сезоне «Амкар» титульного спонсора не нашел. Играют с чистой грудью. Наши коллеги из "Ведомостей" проанализировали, какие компании спонсируют футбольные клубы в России.

Из 16 клубов, которые примут участие в сезоне 2014/15 г. чемпионата России, титульные спонсоры (т. е. те, чей логотип размещен на груди игроков) есть у 12 (включая «Терек»), подсчитали «Ведомости». Кроме «Амкара» нет спонсоров у новичков премьер-лиги: тульского «Арсенала» (представитель клуба Евгений Овсянников сказал, что «Арсенал» до сих пор ищет такого партнера), московского «Торпедо» и «Уфы».

У остальных 11 клубов в спонсорах четыре госкомпании и восемь частных.

У единственной команды — екатеринбургского «Урала» — титульных партнеров сразу два: Трубная металлургическая компания (ТМК) и группа «Ренова», также он получает финансовую поддержку от правительства Свердловской области, говорит представитель «Урала» Никита Медведевских. От каждого из трех основных источников финансирования клуб, по его словам, получает равные доли, ТМК и «Ренова» формируют порядка 2/3 бюджета клуба. Вклад ТМК, по словам ее представителя Ильи Житомирского, в новом сезоне — 200 млн руб. Получается, что бюджет «Урала» на этот сезон может составлять 600 млн руб.

Московский «Спартак», принадлежащий совладельцу «Лукойла» Леониду Федуну (он основной инвестор клуба), ежегодно получает от нефтяной компании $7 млн, говорил в интервью «Ведомостям» президент «Лукойла» Вагит Алекперов.

Новый титульный спонсор «Краснодара» Сергея Галицкого — Constell Group, у этой компании несколько производств: кондитерская, бумажная, полимерная и пластиковая фабрики. С прежним спонсором, производителем аккумуляторов Westa, закончился контракт, рассказал представитель клуба Денис Данильченко, отказавшись говорить об условиях сотрудничества с Constell Group. Спонсор соседей «Краснодара» из «Кубани» — Русская горно-металлургическая компания (РГМК), входящая в «Индустриальный союз Донбасса» (его совладелец Олег Мкртчан — основной инвестор «Кубани»).

Игроки саранской «Мордовии» будут выходить на матчи в футболках с логотипом и надписью «Мордовцемент», подтвердил директор клуба Владимир Бибиков. Сумма, которую выплатит производитель цемента клубу, Бибикову, по его словам, не известна. Титульный спонсор «Ростова» — группа энергосбытовых компаний «ТНС энерго». Спонсор казанского «Рубина» — компания «Таиф-НК» (контракт трехлетний).

Наконец, четыре государственные компании спонсируют «тяжеловесов» — претендентов на чемпионство и медали первенства. Так, ВТБ поддерживает московское «Динамо» (госбанк — основной владелец клуба), представитель банка не раскрывает размер спонсорской помощи. На форме игроков «Зенита» — логотип «Газпрома», входящая в эту группу «Газпром нефть» в сезоне 2014/15 г. выплатит клубу 14,4 млн евро, а в следующих четырех сезонах — по 19 млн евро. Представители «Локомотива» (на футболках игроков который уже год размещен логотип РЖД) не ответили на запрос «Ведомостей», так же поступили представители ЦСКА, титульный спонсор которого — госкомпания «Россети». «Россети» в прошлом году заключили с ЦСКА пятилетний рекламный контракт почти на 4,2 млрд руб., но в этом году объявили о снижении стоимости этого соглашения. Новая сумма не раскрывается.

Зачем вообще компании тратят деньги на спонсорство футбольных клубов? Директор Краснодарского регионального центра банка «Хоум кредит» (банк был титульным партнером ФК «Краснодар» в 2011-2012 гг.) Юрий Петреченков говорит, что у «Краснодара» отличная репутация в регионе. «Тогда Краснодар” еще считался молодой командой, но мы поверили в его потенциал и не прогадали», — говорит банкир. Сколько именно клиентов или процентов знания бренда дала банку поддержка клуба, посчитать трудно, признает он: спонсорство способствует улучшению имиджа компании, а не продаж.

В спорте всегда есть эмоциональная составляющая и грамотный спортивный маркетинг — очень эффективная вещь, успехи спонсируемой команды помогают бренду, говорит управляющий партнер брендингового агентства Mildberry Олег Бериев.

Титульное спонсорство в мировом футболе и других видах спорта — популярный маркетинговый инструмент, дающий брендам узнаваемость и, вероятно, лояльность болельщиков клубов, комментирует гендиректор Sports.ru Дмитрий Навоша. Стоимость инструмента в мире постоянно растет (он приводит в пример увеличение спонсорских контрактов крупнейших клубов). Российского футбола на общедоступных каналах немного и существенно повысить свою узнаваемость компании и бренды, спонсирующие футбол, вряд ли могут, говорит партнер Deloitte Сергей Воропаев. Потому дефицит спроса во многом компенсируется в том числе и за счет компаний, «назначенных» спонсорами клубов, констатирует Навоша.

 

  • Vkontakte comments
  • Facebook comments