Сертификация физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг.

Учитывая сложившиеся национальные традиции, основными услугами в отечественной физкультурно-спортивной сфере остаются физкультурно-оздоровительные и спортивно-тренирующие мероприятия, которые относятся к основополагающим услугам с хорошо отработанными и внедренными учебно-педагогическими подходами. В связи же с реформированием большинства физкультурно-спортивных комплексов и внедрением новых рекреационных, оздоровительных и спортивно-тренирующих схем и принципов активного отдыха, а также спортивных и культурно-развлекательных программ необходима разработка единого стандарта к качеству физкультурно-оздоровительных услуг, реализуемых физкультурно-спортивными организациями и учреждениями страны.
Поэтому, нами  на основе изученных основополагающих документов системы сертификации и на основании модели обеспечения качества услуг (ТОСТ-Р 50691-94) устанавливающих общие правила предприятия физкультурно-оздоровительных услуг для системы сертификации, рекомендуется стандарт предприятий, которые должен включать в себя выполнение следующих требований:
  • безопасности жизни и здоровья лиц, занимающихся физической культурой и спортом;
  • сохранность их имущества;
  • охрану окружающей среды;
  • качество физкультурно-оздоровительных и спортивных, а также и дополнительных услуг в соответствии Законами Российской Федерации «О физической культуре и спорте в РФ», «О техническом регулировании» и «О защите прав потребителей», а также другим и законодательными актами в физической культуре и спорте, стандартизации, метрологии и сертификации.

Сертификацию физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг признаны проводить аккредитованные в установленном порядке и зарегистрированные в Госстандарте России органы по системе сертификации.

При этом объектами сертификации физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг должны являться:

1. предприятия (независимо от формы собственности) оказывающие услуги;

  1. исполнители услуг;
  2. процессы оказания услуг;
  3. система качества услуг.

Основную работу по сертификации должны выполнять аккредитованные органы системы добровольной сертификации физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг. В качестве органов системы добровольной сертификации целесообразно использовать кадровый потенциал высших учебных заведений Минспорттуризма России, функционирующих во всех федеральных округах страны, которые по специальным схемам и в соответствии с основными положениями и порядком сертификации услуг могут проводить основную работу.  В задачу испытательных лабораторий входит контроль за соблюдением требований безопасности и качества услуг при обслуживании в физкультурно-оздоровительных комплексах.

Нормативными    документами    при    сертификации физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг являются:

- межгосударственные и национальные стандарты России;

-  строительные, санитарные, противопожарные и другие действующие нормы и правила.

Проводится оценка основополагающих,  общетехнических  и  дополнительных услуг в физкультурно-оздоровительном комплексе услуг по следующим показателям:

  • идентификация услуг и их принадлежность к классификационной группировке физкультурно-оздоровительные и спортивные услуги - ОКУП 070000;
  • соответствие услуг техническим документам, информационным и рекламным проспектам;
  • соответствие услуг функциональному назначению и потребностям занимающихся физическим совершенствованием и спортом:

• соответствие требованиям безопасности, установленным в действующих нормативных документах.

Следует отметить, что при сертификации физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг обязательным условием для исполнения, является документальное подтверждение соответствующих государственных служб (пожарной, санитарной, технического контроля и других), осуществляющих контроль за безопасностью объектов и лиц, занимающихся физическим совершенствованием или спортсменов в пределах их компетенции. Спортивные сооружения открытого или закрытого типа также должны иметь сертификаты соответствия по требованиям безопасности.

При разработке системы безопасности в физической культуре и спорте должен быть обеспечен приемлемый уровень риска для жизни и здоровья.

Для предупреждения воздействия указанных факторов риска на всех спортивных комплексах, стадионах и спортивных залах, бассейнах необходимо строгое соблюдение требований действующих норм и правил жизнеобеспечения - строительных норм и санитарных правил (СНиП 2.08.02-89 и СанПиН 42-23-5774-91), правил пожарной безопасности (ГОСТ 12.1-004-91 ССБТ) и других.

Каждый физкультурно-спортивный комплекс должен иметь комплект действующих нормативных документов по обеспечению безопасности, включая план мероприятий на случай возникновения техногенных и природных катаклизм и катастроф.

Контроль за выполнением требований безопасности осуществляют специальные федеральные службы и испытательные лаборатории в соответствии с их компетенцией, перед открытием спортивных сооружений и в ходе текущих проверок.

Учитывая, что качество оказываемых физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг прежде всего зависит от уровня квалификации и опыта педагогического и тренерского персонала, появляется необходимость введения аттестации и сертификации специалистов всех служб, работающих в физкультурно-спортивной сфере.

Введением в действие профессиональных стандартов к основным должностям работников физкультурно-спортивной и туристской сфер позволяет четко определить квалификационные требования к специалистам разного уровня физкультурно-спортивного комплекса страны. Это, в свою очередь, позволит решить ряд вопросов, связанных с обеспечением эффективности системы управления персоналом, качеством труда, и регулированием качества оказываемых услуг в современном физкультурно-спортивном комплексе независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности.

Возможно, формат этой картинки не поддерживается браузером. Включив в систему добровольной сертификации структуру по обучению и переподготовке персонала можно получить целостную эффективную систему, сочетающую рыночные и государственные регуляторы, повышения и поддержания на высоком уровне качества и конкурентоспособности физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг.

Таким образом, представленная рыночная подсистема управления физкультурно-спортивной сферой через повышение качества физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг, основанная на их аттестации и сертификации, является основополагающим инструментом в совершенствовании деятельности современного физкультурно-спортивного комплекса России в плане повышения уровня качества и сервисного обслуживания, его конкурентоспособности на международном рынке оздоровительной физической культуры и спорта высших достижений. При этом ведущее значение приобретает постоянно осуществляемое регулирование качества услуг и основанная на этом система продвижения физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг на рынок.

В то же время внедрение системы добровольной сертификации  физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг позволяет решить важные задачи не только рыночного, но и государственного регулирования отечественной физкультурно-спортивной сферы через:

  1. Ранжирование всех исполнителей по виду и профилю предоставляемых услуг (физкультурно-спортивная организация, спортивно-оздоровительный центр, и фитнес-клуб и др.), что ведет к усилению конкуренции на рынке;
  2. Оценку качества и конкурентоспособности реализуемых физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг в соответствии с категорийностью физкультурно-спортивных организаций, центров, клубов и других субъектов рынка;
  3. Размещение государственного заказа и соответствующая ценовая политика в зависимости от вида, качества и его соответствия категорийности физкультурно-спортивной организации, востребованности, комплексности и аттрактивности.

Следует отметить, что предложенные методические подходы по совершенствованию управления качеством предоставляемых услуг физкультурно-спортивным комплексом базируются на современном перераспределении прав и функций между всеми уровнями управления: федеральными, региональными и муниципальными, а также сочетании рыночных и государственных инструментов управления. Важной особенностью при разработке представленных методических подходов является использование принципов индикативной системы планирования и данных систематического маркетинга. Это означает, что не устанавливаются, как раньше, жесткие административные рамки, а определяются основные параметры развития, что способствует усилению инициативных подходов и факторов. В то же время предусматривается усиление государственного регулирования и воздействия органов исполнительной власти субъектов на решение задач по контролю за качеством предоставляемых физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг и повышению конкурентоспособности физкультурно-спортивного комплекса в целом.

Светлана Козлова.

  • Vkontakte comments
  • Facebook comments