Бизнес «Формулы-1» в Сочи

fisikasmall

На прошлой неделе наши коллеги подготовили и опубликовали печатную версию  проекта «Гоночный трек», который располагается в 70 км от Москвы. Вы с этими материалами можете ознакомиться в разделе «Статьи и авторефераты». Коллеги сообщили нам, что именно этот проект предлагался в свое время для проведения Этапа Гран-при «Формулы-1» в России, поэтому были привлечены очень известные специалисты из мира Ф-1 на начальном этапе и на этапе проектирования. Многих деловых людей и политиков в России интересовала перспектива проведения этапа «Формулы-1» в нашей стране.

Из истории вопроса

Идея проведения гонок «Формулы-1» в России возникла ещё в советские времена — сразу после московской Олимпиады 1980 года. В 1981 году в Москве на встрече Л. И. Брежнева с главой «Формулы-1» Берни Экклстоуном было достигнуто предварительное согласие на проведение Гран-при СССР. Леонид Ильич имел слабость к быстрой езде на автомобиле и поэтому пришёл от идеи в восторг. Однако проект по непонятным причинам застопорился, а после смерти Брежнева вообще был положен под сукно на долгие годы, - сообщает Википедия. Различные лоббисты пытались договариваться с Берни Экклстоуном о вовлечении российских ресурсов в бизнес «Формулы-1». Сначала была идея построить автодром в Нагатинской пойме, затем в качестве места проведения гонок рассматривался бывший Тушинский аэродром, ещё позже возник вариант с районом Молжаниново, что находится неподалеку от аэропорта «Шереметьево». Однако все эти проекты так и не были реализованы.

14 октября 2010 года между администрацией Краснодарского края и руководством Формулы-1 был заключен контракт на проведение этапов чемпионата Формулы-1 на планирующемся к постройке автодроме в Олимпийском парке Сочи. Губернатор края Александр Ткачев поставил свою подпись под контрактом вместе с Берни Экклстоуном в присутствии Председателя Правительства РФ Владимира Путина. Контракт подписан на 7 лет, с возможностью продления ещё на 5 лет. Первое Гран-при России пройдёт осенью 2014 года.

Структура управления

Прежде, чем мы перейдем к цифрам и содержанию статей бизнес-плана, неплохо представить себе видение организации и функциональные стратегии, которые реализуются в сочинском проекте. Насколько известно из СМИ, строительство трассы контролируется Минрегионом наряду со всеми олимпийскими объектами. Это дает определенную уверенность, что все будет построено вовремя и с должным качеством. Стоит вопрос, КТО всем этим хозяйством будет управлять? До сих пор ясности в этом вопросе нет никакой.

Как известно, у любого спортивного события есть правообладатели. Таким правообладателем (right holder) в мире «Формулы-1» является компания «Formula One World Championship Ltd» (FOWC). Администрация Краснодарского края заключила контракт с FOWC. За передачу прав FOWC будет получать от организаторов по $60 млн за каждый этап «Гран-при России». Теперь неплохо бы понять, кто такие «организаторы»?

В первых числах июня администрацией Краснодарского края был разослан пакет учредительных документов ОАО "Управляющая компания "Формула-1" (УКФ). Адресаты следующие: госкомпания «Ростехнологии», нефтяная компания «ЛУКОЙЛ», оператор сотовой связи «МегаФон» и финансово-промышленная группа «Базэл». Что предлагают? Предлагают стать учредителями Управляющей компании. «Известия» со ссылкой на высокопоставленный источник в администрации Краснодарского края сообщают, что доли участия в УКФ будут распределены следующим образом: 25% плюс 1 акция достаются ОАО "Центр передачи технологий "Омега", которое контролируется администрацией Краснодарского края. Четыре компании-партнера получат по 18,75% в уставном капитале УКФ. На этапе «start up» организаторам «Гран-при России» нужно $70 млн. В эту сумму не входит строительство и обустройство автодрома в Олимпийском парке Сочи — эти затраты берет на себя государство. Как ранее заявлял вице-губернатор Краснодарского края Александр Иванов, строительство трассы обойдется в 6 млрд рублей: 90% этой суммы предоставит федеральный бюджет, 10% — краевой.

"Замысел в том, что четыре компании-партнера оплатят акции деньгами, по 487,5 млн рублей каждая, — объясняет собеседник в краевой администрации. — В сумме это будет порядка $70 млн, необходимых для организации соревнований начиная с 2014 года.  Центр "Омега" получит свою долю в УКФ в обмен на предоставление прав организовывать и проводить гонки "Формула-1" "Гран-при России". Значит ли это, что Центр "Омега" является промоутером? Скорее всего – да. Организатор (или «промоутер») и представитель администрации Краснодарского края, получившей право на проведение Этапа «Гран-при России». Скорее всего, это право будет передано в УКФ после регистрации и оформления всех необходимых документов.

Бизнес-процессы

 

Консалтинговая фирма Deloitte & Touche составила бизнес-план, согласно которому первый этап «Гран-при России» должен состояться в 2014 году. Трасса для проведения соревнований будет построена в Олимпийском парке в Имеретинской долине. По планам организаторов первая гонка должна пройти в 2014 году, а сам контракт рассчитан до 2020 года с возможностью пролонгации.
Может быть, из-за Олимпиады 2014 старт первого этапа будет перенесен на 2015 год. Тогда бизнес-план будет пересмотрен.

 

Итак, на «start up» нужно $70 млн. &60 млн нужно перечислить правообладателям FOWC. $10 млн – это затраты на проведение этапа «Гран-при России». Индустрия гостеприимства в Сочи, отели, транспорт и логистика будут в полной готовности после Олимпиады. Организаторы должны лишь нанять персонал для проведения соревнований, закупить спецтранспорт и необходимое оборудование, разработать атрибутику и создать официальный сайт «Гран-при России», провести рекламную компанию и т.д.

Что с доходами? Из бизнес-плана, подготовленного компанией Deloitte & Touche, следует, что на этапе «Гран-при России» доходы составят от $100 млн до $140 млн. Все доходы планируется поделить пополам между FOWC и будущим промоутером гонки.

Билетная программа

Билетная программа предполагает  реализацию 50 тыс. билетов по цене от 550 рублей до 200 тыс. рублей. В той же билетной программе запланирована реализация 10 тысяч VIP-билетов. Цена билетов пока не определена — указан диапазон от $3 тыс. до $7 тыс. за билет. Соответственно размер доходов от VIP-пакета определен в $30–70 млн. Для болельщиков предлагается продавать 20 тыс. билетов. Из них — 7 тыс. по цене $300 и 13 тыс. билетов по цене $200. Эти билеты различаются тем, что одни дают право посетить все соревнования «Гран-при России», включая практики и квалификационные заезды, а другие — только одну воскресную гонку.

«Известия» отмечают, что цена билетов для обычных болельщиков в Гран-при России предлагается пока сравнительно невысокой. Например, гоночный уикенд в Валенсии значительно дороже — от €172 до €506, средняя стоимость входного корешка на Гран-при Барселоны — примерно €450. В княжестве Монако, где так любят проводить свой досуг наши олигархи, стоимость билетов не сравнить с сочинской — вход на саму гонку обойдется любителю автоспорта в сумму от €355 до €640. Однако если вы хотите посетить квалификацию, то за это придется доплатить еще около €250. В Монако вы можете посетить даже свободные заезды — это будет стоить вам всего €90. Купить пакет на все гоночные события будет значительно выгоднее — в зависимости от выбранной трибуны стоимость предложения составляет от €550 до €985.

Реклама

Основными позициями рекламной кампании «Гран-при России» будут размещение рекламы на трассе и наружная реклама в городе. Продажи наружной рекламы на трассе в Сочи оцениваются в $30 млн.

Спонсоры и партнеры

Большую часть доходов на этапе «Гран-при России» планируется получать от продажи пакета титульного спонсора «Формулы-1», пакета партнера трассы в Сочи (около $20 млн каждый). 20 тыс. билетов предполагается распространять бесплатно впридачу к партнерским пакетам и для организаторов «Гран-при России».

Сувенирная продукция

Предполагаемая выручка от распространения сувенирной продукции ($3 млн) останется в распоряжении компании-промоутера сочинского гран-при.

При таких параметрах затрат и доходности очень скоро можно говорить об увеличении капитализации проекта. И почти наверняка появятся такие бизнесы, которых не учитывали составители бизнес-плана.

Сергей Алтухов

Материалы по теме:

http://www.izvestia.ru/news/492641

http://www.f1magazin.ru

http://www.f1news.ru/interview/dhill/45020.shtml

  • Vkontakte comments
  • Facebook comments