Спортивный менеджер - как продюсер в шоу-бизнесе

Спортивный менеджмент в нашей стране, к моему глубокому сожалению, не воспринимается как профессия. Почему-то все думают, что руководить фитнес-клубом или всем спортом в России можно на том уровне, на каком муж командует женой. Я вижу миссию нашей образовательной программы, особенно на начальном ее этапе, в распространении идеологии, что руководить любым объектом, в том числе спортом, должны профессионалы. У нас нет менеджеров по спорту, а есть пока только администраторы, которые только и могут, что встать по стойке смирно и исполнять волю начальника. И сегодняшнему государственному аппарату это выгодно.

Идея открыть на экономическом факультете Московского Университета программу «Спортивный менеджмент» у меня родилась давно. Формально я озвучил такую мысль на факультете 3 года назад. Сам я в какой-то мере занимаюсь спортивным менеджментом уже 22 года. В 1989 году с единомышленниками создал ассоциацию ветеранского спорта России, мы стали возить бывших спортсменов по всему миру, я опекал всю нашу команду. А еще раньше, в молодости, я занимался легкой атлетикой профессионально, был в олимпийской команде СССР по легкой атлетике, бегал 400 метров с барьерами. Да и одно из моих высших образований получено в институте физкультуры. Кстати сказать, что еще одним катализирующим фактором к созданию нашей программы послужило неудачное выступление наших ребят на Играх в Ванкувере. Видимо, надо было проиграть Олимпиаду, чтобы понять – у нас нет хороших менеджеров. У нас есть хорошие тренеры, но нет людей, которые опекали бы спортсмена на соревнованиях, а между ними организовывали бы его жизнь. Это можно сравнить, наверное, с готовкой продукта, который выходит на рынок раз в год. Такие продукты требуют тщательного и бережного отношения. И нужно организовать весь процесс: от самого создания продукта и до его продажи на рынке.

Американцы и канадцы на той Олимпиаде превосходно продемонстрировали, как управляют делами своих сборных менеджеры. У них менеджер – как продюсер в шоу-бизнесе. Нам этого очень недостает, во многом из-за этого пустуют наши спортивные площадки. Или вот еще пример: когда я занимался легкой атлетикой, то заметил, что мы с американцами тренируемся ровно по одной и той же методике. Но только мы чувствуем себя усталыми и разбитыми, а они нет. Выяснилось, что у американцев очень продуманно организован отдых. А кто этим занимается? Тренер? Нет, не тренер, он должен тоже отдыхать. Это дело менеджера: он придумывал для них какие-то развлечения, решал их проблемы, просьбы и так далее.

В России сейчас есть опыт образовательных программ «Спортивный менеджмент» для бакалавров. Один из частных московских вузов набирает на курс по спортивному менеджменту до 150 человек. Но меня беспокоит дальнейшая судьба этих ребят. По окончании университета им будет чуть больше двадцати лет. Воспримет ли их рынок? Среда работодателей должна быть готова к ним, а она пока не готова. Мы приняли решение начинать просвещение и погружение в процессы управления в спорте с программ дополнительного образования. Мы начинаем учить взрослых людей. Их не надо переучивать. Их надо адаптировать к существующим изменениям и процессам, нужно сделать их готовыми самим принимать участие в изменениях.

Меня не пугает наличие конкуренции, я представляю свои преимущества. Мы делаем ставку на системность и междисциплинарность МГУ. У нас есть, например, направление «биохимия». И преподаватели этого направления будут приходить к нам и рассказывать о последних достижениях науки в допинге и антидопинге. У нас есть факультет психологии, факультет журналистики. Там созданы программы «Спортивная психология» и «Спортивная журналистика». Преподаватели этих курсов также будут читать спортивным менеджерам свои лекции.

Говоря о развитии спортивного менеджмента в России, нельзя сказать, что он не развит вообще. Отдельные функции у нас умеют выполнять, особенно это касается функции администрирования. Но сейчас все это очень невысокого качества. Скорее всего, это связано с тем, что спорт у нас почти полностью находится под государством. И люди, потенциально творческие и активные, превратились постепенно в тихих исполнителей, которые на предложения что-то изменить отвечают: а оно тебе надо? У нас сейчас нет творчества, креативности и среды для проявления этих качеств. Над решением всех этих задач работает наш профессиональный коллектив единомышленников. У меня есть уверенность в успехе такого начинания, благодаря сплоченной команде и своевременности такого проекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Vkontakte comments
  • Facebook comments