Спорт в Китае. Правительственная программа и "стадионная дипломатия"

Экономика Китая растет головокружительными темпами последние три десятилетия. А еще через 35 лет Китай обойдет Соединенные Штаты Америки и займет первое место по показателю номинального ВВП. Таковы результаты исследования, опубликованного аналитическим центром Economist Intelligence Unit (EIU) – подразделении The Economist Group, издающей популярный журнал The Economist. Как мы все знаем, что китайцы продают миру все - от электроники до железа и стали.

Но в одной отрасли китайцы развиваются довольно медленно. Это – спортивная отрасль.  Олимпиада – 2008 показала колоссальные возможности и ресурсы Китая. Но спортивные лидеры страны не смогли развить и нарастить этот потенциал олимпийского наследия. Привлечение в страну глобальных спортивных проектов не всегда дают экономический прирост. Трасса Формулы 1 в Шанхае, построенная за $ 450 млн, большую часть сезона простаивает без загрузки при наличии такого огромного человеческого ресурса, а мировые чемпионаты носят гастрольно-эпизодический характер и редко соответствуют уровню понесенных затрат.

 Но и это еще не предел бедствия. В самом неприглядном положении оказался в Китае спорт №1 – футбол. Страна, которую можно представить как глобальный энерджайзер, пока не справляется с  глобальной игрой. Ощутимо отставание в развитии футбола от соседей – Японии и Кореи, которые еще в 2002 году проводили один на двоих Кубок мира по футболу.

на фото: Си Цзиньпин

В ноябре 2012 года Си Цзиньпин возглавил Коммунистическую партию Китая, став председателем КНР, и провозгласил борьбу с коррупцией на всех уровнях. Управление по делам спорта стало одной из организаций, которые оказались под прицелом в ходе пятого этапа антикоррупционной инспекции, проводимой Центральной комиссией Коммунистической партии Китая по проверке дисциплины. Председатель КНР осудил стремление выигрывать награды любой ценой. Эффективность спортивной политики теперь будет оцениваться с помощью других критериев. В рамках антикоррупционной кампании китайских властей отменен медальный зачет на Спартакиаде народов КНР.

Главное управление по делам спорта заявило, что «недобросовестное, незаконное и мошенническое стремление к золотым медалям не только искажает дух спорта, но и вредит карьерному развитию и национальным интересам». Оно больше не будет награждать региональные команды и тренеров за медали, выигранные на Азиатских играх или на Олимпийских играх. Теперь ведомство будет больше следить за другими критериями развития спорта, включая уровень вовлеченности населения и экономическую эффективность государственных инвестиций в спорт.[1]

на фото: Джек Ма, Alibaba

В прошлом году, когда китайский гигант электронной коммерции Alibaba готовился к рекордным IPO, владелец компании Джек Ма приобрел 50% клуба Гуанчжоу Эвергранд за $ 192 млн. С китайской загадочностью господин Ма так объяснил эту покупку: "В Alibaba наша главная стратегия – это здоровье и счастье. Инвестиции в футбол – это инвестиции в счастье ".
В 2015 году к Джеку Ма присоединился его земляк и товарищ - миллиардер из Forbes Ван Цзяньлинь, председатель группы недвижимости Далянь Ванда. Ван купил 20% акций испанского клуба Атлетико Мадрид за $ 52 млн. А затем состоялась сделка века – покупка доли крупнейшей телекомпании Infront Sport Media за €1,05 млрд. Его заявленная цель заключается в строительстве глобального развлекательного бизнеса, который будет растягиваться от Китая до Голливуда.

Правительственная поддержка

Несмотря на это серьезные и впечатляющие цифры, нужно понимать, что в Китае ничего не происходит, если нет тесной координации с правительством и коммунистической партией. В декабре 2014 года китайское правительство при поддержке компартии объявило важную инвестиционную программу в спорте. В чем ее суть?

К 2025 году китайское правительство стремится создать рынок спортивной индустрии стоимостью $ 800 млрд, что будет соответствовать 1% ВВП. Это - амбициозная цель, если учесть, что вся промышленность Китая в настоящее время составляет лишь 0,6% от ВВП. Министерство образования Китая запланировало строительство 50.000 начальных и средних школ для обучения футбольным специальностям до 2020 года. Уже выбраны тридцать округов, в которых будут реализованы планы строительства таких школ. Система селекции и отбора талантов предусматривает схему, в которой из десяти школ шесть будут начальными, три - средние школы и одна школа для старших возрастов. Производительность этих школ и округов будет также использоваться для оценки эффективности местного самоуправления в сфере образования.

На фото: Ван Цзяньлинь, Атлетико Мадрид

Некоторые критики считают такие задачи нереальными. Они приводят в пример США, где общий объем рынка  спортивной индустрии оценивается в $145 млрд. До сих пор развитие спорта в Китае проводилось исключительно под руководством государства, которое владело и управляло всеми видами спорта. Это во многом ограничивало и коммерческое и международное развитие китайского спорта. После политического утверждения инвестиционной программы в спорте китайский бизнес вышел на мировые спортивные рынки. Это важный шаг для воспроизводства спортивных ресурсов и влияния на глобальные спортивные проекты.  

Растущее влияние

В дополнение к повторному запуску бренда Китая после Олимпийских игр 2008 года, китайцы наращивают свое влияние через спорт и спортивные проекты. Китайские компании становятся спонсорами Барселоны, Малаги, Райо Вальекано, вкладывают средства в строительство стадионов и  спортивных комплексов по всему миру. Начинается эра «стадионной дипломатии».  Китайские бизнесмены в уютных и комфортных ложах стадионов принимают гостей и устанавливают связи с различными влиятельными людьми, делают подарки и обмениваются связями. А что в сегодняшнем мире технологий может быть важнее связей? Компания Шанхай Констракшн групп строит в Тринидаде стадион по самым современным технологиям, наращивая свое влияние в карибском бассейне.

Китай стремится к созданию устойчивой спортивной индустрии. Это замечательно. Борьба с коррупцией не останавливается ни на минуту. Средний класс активно включился в спортивные проекты и занятия спортом. Конкуренция за пространство и ресурсы заставляет китайцев искать союзников и партнеров. Футбол в этой мозаике задач является приоритетом для устойчивого развития. А реформы в ФИФА дают китайцам надежду на более активное участие в процессах управления мировым футболом. Наши коллеги по Шанхайской комиссии спортивных экспертов Джон Ян, Джеймс Чанг, Лю Донгфенг являются желанными гостями на всех крупных международных тусовках футбольного бомонда. И к их мнению многие коллеги прислушиваются. Взгляд на Восток становится все более пристальным.

 

 

  • Vkontakte comments
  • Facebook comments