Спартак: эмблема или герб?

Спартаковское сообщество никак не может решить для себя и своих последователей вопрос о клубном бренде. Периодически вспыхивает активность в обсуждении этой проблемы на форумах, но следует признать, что спартаковский ромб никак не может стать «брендом». Правообладателям из МФСО «Спартак» это не очень-то нужно, потому что у них нет ни команды, ни клуба, ни болельщицкой аудитории. Какая-то иллюзия коммерческого использования прав на знаменитый ромб - и все.

Профессиональные клубы не знают, что им надо раскручивать. Бренд - это, прежде всего, выгода. За бренд платят, и будут платить тогда, когда он поможет решать функциональные задачи для бизнеса, создавать социально-эмоциональные настроения для потребителей и давать удовлетворение для производителей от верно выбранной стратегии.

Компании-производители обращаются в МФСО «Спартак» с предложением подписать лицензионное соглашение на производство той или иной группы товаров в надежде на многочисленную спартаковскую аудиторию потребителей, объединенную спартаковским ромбом в этом самом обществе. Но реальность опровергает эти ожидания. Такой аудитории потребителей у общества нет, и никогда не было. Более того, такая стратегия правообладателя на рынке приводит к размыванию бренда. Представители других спартаковских клубов индивидуализируют спартаковский ромб по-своему, раскручивают его, как могут, и добиваются собственного признания. Это приводит к расколу целевой аудитории и расслоению ее интересов. Если бы спартаковские недруги хотели навредить клубу, лучшего способа и придумывать не надо.
Футбольный клуб «Спартак» Москва имеет реальную болельщицкую аудиторию и использует свои клубные возможности для производства и реализации спартаковской атрибутики. Но, при всем моем уважении, «футбольный ромб» можно назвать брендом с огромной натяжкой. Договориться о совместном использовании спартаковского ромба стороны пока не могут. В болельщицкой среде мнения по этому вопросу полярные - от рейдерского захвата общества, до проведения «исторического» расследования о законности наследования спартаковской эмблемы именно этими людьми. Ситуация похожа на тупиковую.
Вместе с тем, нам известна масса случаев, когда клубы по тем или иным причинам умышленно изменяли свои клубные эмблемы, добиваясь и геральдического соответствия бренда всем клубным традициям, и коммерческой выгоды от использования бренда, и эстетического восприятия, и успехов в мессионерской деятельности по привлечению в клуб новых сторонников.

Посудите сами:
Вот старая и новая эмблема лондонского «Арсенала»


Вот пример превращения эмблемы в клубный герб «Челси»

__

У Ливерпуля тоже не сразу появился свой знаменитый бренд

____ ____

На этих самых простых примерах можно проследить эволюцию клубной символики величайших футбольных клубов. Если говорить о хоккейных брендах, например, то они сто очков вперед дадут любому спортивному маркетологу, поскольку у хоккейных клубов есть и клубный герб, и клубная эмблема, и торговая марка. Вот пример «Баффало сейбрз»:


В вопросах идеологии и имиджа не бывает мелочей. Лидеры спартаковских болельщиков своим нутром почуяли несправедливость и продолжают настаивать на возвращении прежней эмблемы, доведения ее до уровня бренда и создании организованной сплоченности вокруг идеи братьев Старостиных. Однако, это не мешает направить созидательную энергию сторонников спартаковского движения на создание клубного герба в соответствии со всеми геральдическими особенностями и символами, в котором и спартаковский ромб займет свое почетное место. И как знать, может быть, именно это недопонимание руководителей спартаковских организаций поможет футбольному клубу обрести свой клубный герб.


Сергей Алтухов


  • Vkontakte comments
  • Facebook comments