Росспортнадзор

Реформы в спорте  и «Росспортнадзор»

Тему создания отраслевого надзорного органа в спорте «Росспортнадзор» эксперты Центра спортивного менеджмента МГУ начали обсуждать сразу после Первого Форума «Россия – спортивная держава», состоявшегося в октябре 2009 года в Казани. Тогда, как вы помните, Президент Дмитрий Медведев потребовал от госчиновников освободить должности руководителей спортивных федераций и не мешать работать специалистам. В результате практически во всех спортивных федерациях были созданы наблюдательные советы, возглавляемые теми же чиновниками, и внешне все успокоилось. На самом деле вопрос инвентаризации российского спортивного хозяйства и порядок взаимодействия субъектов в отрасли остается актуальным. Судите сами.

Реформы государственного управления в спорте

Официально о проведении таких реформ нигде не говорится, однако факты свидетельствуют о том, что практически все законодательные инициативы по регулировании процессов, связанных с подготовкой и участием спортсменов в соревнованиях, исходят от государственного органа исполнительной власти и принимаются в Государственной Думе в виде Федерального Закона или поправок к нему. И то и другое направлено на усиление роли государства в управлении спортом.

Политическое противоборство государственного органа управления спортом (Агентство, Комитет, Министерство) с Олимпийским Комитетом России осталось в прошлом. Минспорттуризм в течение последних четырех лет выстроил государственную вертикаль управления и чиновники министерства добились кратного увеличения финансирования отрасли. После смены олимпийской власти в стране и юридической передачи ОКР маркетинговых прав на олимпийскую символику и кольца Оргкомитету Сочи-2014 в ведении  Олимпийского Комитета России осталось олимпийское образование и формирование состава олимпийской делегации и олимпийской команды на основании Олимпийской Хартии. В наших условиях это серьезный ресурс.

Наряду с двумя крупнейшими субъектами спортивной отрасли страны Минспорттуризмом и ОКР существуют органы управления в олимпийской вертикали – всероссийские спортивные федерации. Эти организации по определению должны быть зарегистрированы в форме общественных организаций и не зависеть от государства. В любой из федераций вам об этом обязательно скажут. Вместе с тем все (без исключения) российские спортивные федерации законодательно должны получить государственную аккредитацию, позволяющую вести деятельность в своем виде спорта (получать финансирование) от имени государства. Таково требование Закона о спорте. И если федерация не получает аккредитацию в Минспорттуризме, то она должна прекратить свою деятельность, а вместо нее должна быть зарегистрирована другая структура. Это в идеальной ситуации. А если нет?

Если нет, то разгорается конфликт. Примером может послужить ситуация в российском танцевальном спорте. Два руководящих органа спортивными танцами, возглавляемых Дороховым и Юдашкиным, вступили в прямую конфронтацию. Арбитром в этом случае выступил Минспорттуризм. И это тоже издержки системы. Чиновники министерства приняли сторону Юдашкина, а Дорохов продолжает проводить турниры. Согласно ст. 38 Федерального Закона «Об общественных объединениях», надзор за соблюдением законодательства в деятельности общественных организаций осуществляет Прокуратура РФ. Никак не Министерство спорта, туризма и молодежной политики. Это козыри Дорохова. Более того, если государство в каком-либо виде пытается вмешиваться в работу спортивной федерации, и об этом становится известно в Международной спортивной федерации, могут последовать санкции. Клубы и сборные команды могут лишиться участия в международных соревнованиях. Истории известны такие случаи. Была приостановлена деятельность федерации футбола Боснии и Герцеговины, а футболисты лишены права участвовать в международных матчах, потому что государственные политики решили, что управлять федерацией должны босниец, серб и хорват.

Нам представляется, что логичным выходом из складывающейся ситуации может стать создание органа отраслевого надзора в спорте.

«Росспортнадзор»

Функции государственного надзора и контроля в спорте могут получить свои четкие определения после проведения определенного рода документальной инвентаризации и должного целеполагания. Для начала необходимо получить ответы на самые простые вопросы.

  1. Начнем с того, что в нашей стране до сих пор нет единых и общепризнанных определений «физическая культура», «спорт», «физическая культура и спорт». Что именно является более широким понятием? Спорт является составной частью физической культуры или наоборот? Дополнительной путаницы добавил сам факт переименований органа управления «Федеральное агентство по физической культуре и спорту РФ» в «Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ». Как видите, в новой конфигурации места для физической культуры не нашлось. Чем управляет министерство?  Значит ли это, что физическая культура признана составной частью cпорта? Как к этому отнесутся все спортивные ВУЗы страны?
  2. В современной редакции Федерального закона РФ «О физической культуре и спорте» № 329-ФЗ от 4.12.2007 дано определение: «Спорт – это сфера социально-культурной деятельности, как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним». К сожалению, разработчики закона ограничивают спорт рамками социально-культурной деятельности и не допускают структурирования спортивной отрасли как экономической категории.

Если представить себе функционал Росспортнадзора крупными мазками, то основными направлениями деятельности представляются следующие:

  1. Как известно всем управленцам, главная проблема – люди. Подготовка базы данных кадрового резерва, аттестация специалистов спортивной отрасли, лицензирование программ подготовки специалистов, введение профессиональных стандартов - это основа перехода количества в качество.
  2. Процессы. Погоня за результатами российских спортсменов на международной арене приводит к стагнации внутреннего рынка. Система аккредитации всероссийских спортивных федераций не распространяется на региональные федерации. О реальном их количестве и местонахождении можно только догадываться. Но именно региональные федерации должны являться основным субъектом развития спортивной отрасли на внутреннем рынке.
  3. До сих пор существуют разногласия в трактовке правил и регламентов того либо иного вида спорта, медицинских регламентов. Приведение в соответствие и контроль за исполнением – функции отраслевого надзора.

Если основные тренды поправок в Федеральный закон РФ «О физической культуре и спорте» № 329-ФЗ от 4.12.2007 будут направлены на дальнейшее подчинение олимпийской (общественной) вертикали управления государственной системе, то процесс преемственности и верности традициям спортсменов предшествующих поколений будет заменен на формирование «отрядов космонавтов» в каждом виде для удобства распределения финансовых ресурсов, логистики и формирования отчетности.

Сергей Алтухов

  • Vkontakte comments
  • Facebook comments