Когда вам покажется, что цель недостижима, не изменяйте цель — изменяйте свой план действий.

Китай снова показывает всему миру свою готовность к изменениям и свое беспримерное уважение к национальным и культурным ценностям общества. В первые недели мая нам очень часто стали напоминать о давней дружбе наших стран, неразрывном сотрудничестве наших народов, «русский с китайцем – братья навек!» Все это так. И повышенной внимание к Си Цзинпиню на Параде Победы в Москве – это дань меняющимся геополитическим и экономическим реалиям. Мы поставили в заголовок цитату великого китайца – Конфуция. Эти слова очень тонко и четко характеризуют выбор вектора развития китайского общества.

Исторически так сложилось, что соседствующие страны всегда чувствуют влияние друг друга – как негативное, так и позитивное. Модели государственного устройства наших стран также очень схожи. И если Россия пережила непростой и болезненный период распада СССР с кризисом в экономике, политике, общественном сознании, то китайская модель государственного устройства показала свою устойчивость, переходя к реформам в разных областях жизни «не прерывая движения». Без специальных остановок.

Одним из факторов, показывающим правильность выбора курса развития китайского общества для граждан страны, стали Олимпийские игры 2008 года в Пекине. Вся мощь китайской экономики, все необходимые ресурсы были задействованы на этапе подготовки и реализации этого глобального проекта. Таким же индикатором для российской экономики стали зимние Олимпийские игры 2014 в Сочи с таким же глобальным размахом. И в этом случае на ресурсы также никто не скупился. И в китайском, и в российском проекте главные цели были достигнуты. Только вот после победных игр 2008 года китайские товарищи заявили о необходимости реформ в спорте. А наши лидеры, ответственные за спорт, только решились на 10% сокращение бюджетов спортивных федераций. Такое вот разное понимание и представление последействий.

 Зачем футболу реформы?

Китайцы любят спорт. В 6 часов утра каждый день вся страна, от мала до велика, становится за зарядку. Ходьба и пробежки, гимнастика и национальные единоборства стали неотъемлемой частью культуры Китая. Спортивные достижения китайских спортсменов также вызывают уважение, а специфика управления спортом в стране достойна отдельного упоминания. Для общего развития.

В одном популярном китайском анекдоте речь идет о Будде, пообещавшем китайцам исполнить одно большое желание. Китайцы попросили сделать цены на жилье доступными. Будда промолчал и ничего не ответил. Тогда китайцы попросили победу китайской сборной на Кубке Мира по футболу. Будда вздохнул и сказал: "Давайте обсудим цены на жилье".

 Любовь китайцев к футболу нельзя назвать «народной». Вот настольный теннис или ушу – это совсем другое дело. Но глобальное превосходство футбольной экономики в спортивном движении заставили руководителей страны пересмотреть свои подходы к развитию футбола. Реальные китайские футбольные реформы начались пять лет назад, и борьба с коррупцией стала отправной точкой этих реформ.

Мафия и криминал, тотализатор и договорные матчи пришли в китайский футбол в девяностых годах прошлого века. Это резко снизило интерес к футболу среди простых граждан. Федерация футбола страны констатировала, что число занимающихся футболом упало в шесть раз за двадцать лет,  в школах не играют в футбол, катастрофически не хватает площадок. Сборная команда Китая проваливает квалификационные соревнования и становится объектом насмешек в стране. Компетенции тренеров не выдерживают никакой критики. За последние два года через состав сборной прошло около ста футболистов. Вам это ничего не напоминает?

Представители Коммунистической партии Китая (КПК) не стали обсуждать цены на жилье, а приступили к решительным действиям.

Экс-глава Китайской футбольной ассоциации Нань Юн и его предшественник Се Ялун были арестованы и получили по 10 лет за взятки. Нань Юн признан виновным в 17-ти случаях взяточничества на общую сумму в 235 тысяч долларов. Вместе с ним к девяти годам тюрьмы приговорен еще один бывший член китайского футбольного руководства Ли Доншен. Такой же срок получил бывший капитан сборной Китая Вэй Шаохуэй. Еще трое бывших игроков сборной, который принимали участие в чемпионате мира по футболу в 2002 году, получили по 5,5 лет за договорные матчи. По данным суда, им заплатили более 8 миллионов юаней в 2003 году.

Лу Юн - лучший футбольный арбитр Китая. Он был первым китайским рефери, который судил матчи Кубка мира в Японии и Южной Корее - 2002 и дважды признавался арбитром года Азиатской конфедерации футбола. У него был псевдоним «Золотой свисток». Так вот,  «Золотой свисток» был приговорен к пяти с половиной годам лишения свободы за получение взятки. Он был отправлен в тюрьму после признания в получении взятки в сумме более $128.000, чтобы «подправить» результаты семи матчей по футболу, некоторые из которых прошли в 2003 году.

Всего же более 20 бывших футбольных функционеров, игроков и тренеров получили сроки за коррупцию в китайском футболе в 2013 году. Коррупционный скандал в 2009-13 годах коснулся в общей сложности 56 человек.

Для профилактики коррупционных проявлений был создан «Антикоррупционный исправительно-образовательный лагерь». Более 200 представителей китайского футбола должны слушать лекции о «честном футболе» и вспоминать основы профессиональной этики. По окончании лагерной смены всем им предстоит сдать экзамен и продемонстрировать степень усвоения пройденного материала. «Переподготовка судей - важная часть нынешней антикоррупционной кампании», - отмечает новый глава Футбольной ассоциации Китая Вэй Ди.

В связи с вскрывшимися фактами ФИФА объявила, что она не поддерживает кандидатуру Китая  для проведения  Кубка мира по футболу в 2026 году. А представитель Федерации футбола Западной Азии (WAFF) даже попросил ФИФА дисквалифицировать членство Китая в этой организации. Время показало, что и в самой ФИФА коррупционные скандалы – не редкость, а Китай лишь ускорил процессы изменений в своем хозяйстве.

Что теперь?

На волне реформ в футбольную лигу Китая и в футбольные клубы пришли новые владельцы и спонсоры. Концерн "Эвергранд", принадлежащий самому богатому человеку в Китае, купил футбольный клуб «Гуанчжоу». Крупная инвестиционная компания "R&F" купила вторую команду города «Гуанчжоу R&F». Оператор, управляющий шанхайским портом, владеет местным клубом "Шеньхуа". Мировые гиганты "Найк" и "Тошиба" тоже заключили крупные спонсорские контракты с лигой.

Тысячи китайских специалистов разъехались по всему миру учиться управлять спортом и тренировать атлетов. Возрос зрительский интерес к футболу. Средняя посещаемость стадионов выросла до 19-ти тысяч человек. Новые спонсоры продолжают вкладывать десятки миллионов евро, приглашая известных игроков и тренеров. Средняя зарплата в лиге превышает один миллион евро в год, а рекордная почти достигает десяти миллионов евро. Китайский клуб "Гуанчжоу" выиграл Лигу Чемпионов Азии в 2013 году. Иными словами, все признаки положительной динамики присутствуют.

Однако китайский футбол все еще полон проблем, которые мешают ему развиваться.  Государственная модель управления спортом в Китае очень похожа на российскую. Министерство спорта Китая  продолжает контролировать все спортивные процессы. В Футбольной ассоциации Китая работают, преимущественно, партийные чиновники. Молодые менеджеры, учившиеся на Западе, готовы строить профессиональные клубы по английскому и американскому образцам, но железная рука государства не поощряет таких попыток.

Китайский лидер Си Цзинпин поставил задачу вывести футбол страны на мировой уровень. И они стали учиться. Во время работы международного футбольного саммита в Шанхае Shanghai Global Professional Football Summit не осталось никаких сомнений, что китайский футбол лишь начинает свой победный путь. А работать китайцы умеют.  

 

 

  • Vkontakte comments
  • Facebook comments