Строительство "Зенит-арены" остановлено. Контрольно-счетная палата города выявила, что финансирование долгостроя осуществлялось Смольным по рискованным схемам, угрожающим городскому бюджету миллиардными потерями

SD: Многострадальный град Петров снова поражает жителей всей остальной России своими невероятными достижениями, над которыми уже не ставят знаки минус, а добавляют новых восклицаний. Все мировые строительные эксперты с профессиональным интересом и калькулятором в руках наблюдают за возведением стадиона для футбольного клуба "Зенит". Это действительно стоит отдельного рассказа со множеством томов уголовного дела. Коллеги из "Коммерсанта" провели свое расследование ситуации с новыми скандалами на этой эпохальной стройке. Приготовьтесь к смене настроения.

Власти Санкт-Петербурга сорвали обещанное к маю 2016 года завершение строительства «Зенит-Арены», где планируется провести матчи чемпионата мира по футболу в 2018 году. Чиновники приостановили на полгода исполнение контракта с «Инжтрансстроем» без санкций, которые могли бы обойтись подрядчику в 675 млн руб. Между тем Контрольно-счетная палата города выявила, что финансирование долгостроя осуществлялось Смольным по рискованным схемам, угрожающим городскому бюджету миллиардными потерями.

Комитет по строительству Санкт-Петербурга, выступающий заказчиком строительства «Зенит-Арены», приостановил до 30 июня 2016 года исполнение госконтракта с АО «Инжтрансстрой», заключенного на достройку стадиона на сумму 12,5 млрд руб. Подрядчик должен был завершить контракт до 15 декабря 2015 года, но не выполнил работы на 3,1 млрд руб. Об этом говорится в дополнительном соглашении к контракту, опубликованному на сайте госзакупок. Ранее власти обещали завершить строительство в мае, в сентябре провести на стадионе тестовый матч. Сдать арену в эксплуатацию планировалось в декабре 2016 года.

В дополнительном соглашении также приводятся детали договоренностей: стороны приостановили исполнение обязательств по контракту «без взаимных претензий» из-за «отсутствия строительной готовности по ряду работ, выполняемых по иным госконтрактам» другими подрядчиками. Такая договоренность вызвана тем, что по действующему контракту за просрочку компании пришлось бы выплачивать ежедневно неустойку 0,03% от его цены (3,75 млн руб.), или 675 млн руб. за полгода. Между тем еще в прошлом году арбитражный суд Москвы приступил к процедуре признания банкротства «Инжтрансстроя», 26 января этот процесс был отложен до завершения формирования реестра требований кредиторов. Суд уже признал требования на сумму, превышающую 16 млрд руб.

Еще около 100 млрд руб. с «Инжтрансстроя» пытается взыскать ФГУП «Спецстройинжиниринг при Спецстрое России».

Вице-губернатор Игорь Албин, курирующий в Смольном строительный сектор, вчера не ответил на звонок “Ъ”. В комитете по строительству не успели оперативно предоставить комментарии. Представитель генподрядчика сообщил, что общестроительные работы планируется завершить в сентябре, а в декабре — пусконаладочный этап.

На этом фоне финансирование стадиона, по данным контрольно-счетной палаты (КСП) Санкт-Петербурга, осуществлялось Смольным по рискованным схемам: около 1 млрд руб. по контракту с «Инжтрансстроем» в прошлом году было перечислено не на обособленный банковский счет, что позволяет контролировать движение средств, а на счет его субподрядчика и бывшей «дочки» — ООО «Инжтрансстрой СПб» «Это может свидетельствовать о признаках превышения полномочий со стороны руководства комитета по строительству и комитета финансов, так как существенно меняет условия контракта,— заявил “Ъ” аудитор КСП Юрий Илларионов, ведущий мониторинг долгостроя.— Кроме того, временный управляющий “Инжтрансстроя” может взыскать со Смольного оплату работ именно этой компании, что приведет к удвоению платежа». В 2016 году «Инжтрансстрою СПб» также были предъявлены иски на сумму 263,3 млн руб., в 2015 году — на 343,5 млн руб., при этом компания имеет собственный госконтракт со Смольным стоимостью 9,13 млрд руб. на достройку стадиона. График работ по этому договору, как и погашение аванса (1,7 млрд руб.), перенесен на более поздний срок. Оба подрядчика ранее входили в «Трансстрой» Олега Дерипаски, а сейчас контролируются партнером бизнесмена Егором Андреевым.

По данным источников “Ъ” в Смольном, о срыве сроков строительства свидетельствуют и другие многочисленные изменения графика: к концу 2015 года не были заключены контракты с субподрядчиками на работы стоимостью около 1,6 млрд руб., а ряд работ оплачен лишь на 2,7%. В 2015 году неосвоенными остались 590 млн руб. бюджетных ассигнований, а входная зона, которую планировалось сдать в прошлом году, не завершена. На это ранее было выделено 2,9 млрд руб. помимо утвержденной сметы (35 млрд руб.) по отдельному контракту с АО «Трансстрой», из которых пока оплачено 629 млн руб. Тем временем в отдельных помещениях стадиона уже появились протечки, Ростехнадзор выявил трещины бетона в подтрибунном пространстве, а также отклонения от утвержденной Главгосэкспертизой проектной документации, в том числе технических решений для футбольного поля.

В КСП ранее отмечали отсутствие у Смольного достоверной информации о закупке импортного оборудования и материалов для стадиона, что из-за изменения курса валют может привести к его удорожанию, по экспертным оценкам, на 450 млн руб. На вопрос об официальных итогах мониторинга за 2015 год господин Илларионов сообщил, что «отчет КСП готов и будет направлен в Смольный и другие госорганы в ближайшее время».

В комитете по строительству сообщили, что по состоянию на 19 января общий объем строительных работ по стадиону выполнен на 81,7%, на 95% выполнена реконструкция павильонов, ведутся работы по благоустройству. Почти завершено обустройство главного входа (воссоздание лестниц, каскадов и фонтана). Работы по благоустройству прилегающей территории выполнены на 29,2%. Ведутся работы по художественной подсветке и наружному освещению стадиона (36,9%).

Анна Пушкарская, Санкт-Петербург
Подробнее: http://kommersant.ru/doc/2902817

 

  • Vkontakte comments
  • Facebook comments