Счетная палата посчитала проекты стадионов. С ответом не сходится

Во время проведения бразильского мундиаля вовсю идет подготовка к российскому Чемпионату мира по футболу 2018 года. На всех государственных уровнях стремительно разворачиваются проекты, связанные с главным событием 2018 года. Но результаты предварительных замеров рациональности и эффективности работ поражают воображение. Неподконтрольность спортивных руководителей отраслевым надзорным органам (по причине отсутствия таких органов в спортивной отрасли) приводит к тому, что у спортивных чиновников остается уверенность в своей правоте и отсутствии последствий для себя. Они начинают мыслить макроуровневыми категориями. Но иногда возникают вопросы: сколько-сколько, какие повышающие коэффициенты, в чем уникальность этих объектов и т.д. Счетная палата в ходе своей проверки выявила завышение стоимости работ по проектированию стадионов, возводимых к чемпионату мира по футболу в 2018 году. Справедливая стоимость проектирования семи стадионов — 2,73 млрд рублей, а не 5,82 млрд рублей, зафиксированных госконтрактами от 2012–2013 годов. По отдельным объектам смета оказалась выше в три-четыре раза, следует из отчета аудиторов, с которым ознакомились «Известия».

Счетная палата проверила эффективность расходования бюджетных денег на проектирование стадионов в Калининграде, Самаре, Саранске, Волгограде, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге и Нижнем Новгороде. Проверка проводилась совместно с Контрольным управлением президента в рамках исполнения указания, которое в марте 2013 года глава государства дал правительству, чтобы не допустить увеличения стоимости строительства объектов.

В сводном отчете аудиторов говорится, что для осуществления проектно-изыскательских работ по этим объектам местными властями были проведены конкурсы по отбору подрядных организаций. По их итогам заключены семь госконтрактов на общую сумму 5,82 млрд рублей. Победителем пяти конкурсов из семи стало ФГУП «Спорт-Инжиниринг», на которое возложены функции проектировщика стадионов в Волгограде, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге и Саранске. В Калининграде договор подряда заключен с ООО «НПО «Мостовик», в Самаре — с ГУП «ТеррНИИгражданпроект».

Однако в ходе проверки, говорится в отчете Счетной палаты, установлено завышение стоимости проектных работ. Так, например, при проверке сметы на проектирование нижегородского стадиона аудиторы выявили, что при ее расчете был неправомерно применен ряд повышающих коэффициентов. Это привело, как указано в отчете, к завышению сметной стоимости проектных работ на 208,8 млн рублей. Наряду с этим в отчете представлены оценки федерального автономного учреждения «Главгосэкспертиза России», которое рассмотрело смету на проектные работы по всем указанным объектам. В учреждении констатируют ее завышение по всем рассмотренным стадионам. В случае устранения выявленных ошибок, считают в «Главгосэкспертизе», общая стоимость проектирования указанных объектов «может составить ориентировочно 2,7 млрд рублей».

Наибольшее завышение сметы выявлено именно по стадиону в Нижнем Новгороде, проектирование которого «Главгосэкспертизой России» оценивается в 245,6 млн рублей. Тогда как цена заключенного госконтракта на проведение проектных работ составила 890,65 млн рублей, что почти в четыре раза больше. В Ростове-на-Дону и Калининграде цена контрактов (892,9 млн рублей и 849,75 млн рублей соответственно) примерно в три раза выше оценок «Главгосэкспертизы России» (326 млн рублей и 290 млн рублей соответственно). В Екатеринбурге и Самаре смета оказалась выше в два раза, в Волгограде и Саранске — в полтора (см. инфографику).

В отчете аудиторов есть комментарий Минстроя (ведомство не ответило на запрос «Известий») о том, что представленные факты ФАУ «Главгосэкспертиза России» не являются заключением о достоверности сметной стоимости объектов, поскольку были рассмотрены отдельные документы, предоставленные учреждению для анализа. В министерстве отмечают, что достоверность определения сметной стоимости по стадионам, возводимым к чемпионату мира по футболу, будет установлена в соответствии с порядком, утвержденным постановлением правительства.

Отчет аудиторов о результатах проверки направлен в Совет Федерации, Госдуму, а также полномочным представителям президента в федеральных округах. Представление Счетной палаты направлено Минспорта и главам всех регионов, где возводятся спортивные стадионы к ЧМ-2018 по футболу (Республика Мордовия, Калиниградская, Ростовская, Самарская, Волгоградская, Свердловская, Нижегородская области).

Этой весной на сайте «Спорт-Инжиниринга» представлены первые эскизы стадионов. Само ФГУП «Спорт-Инжиниринг» было назначено постановлением правительства РФ заказчиком-застройщиком к чемпионату мира-2018 семи стадионов в указанных городах. Это предприятие подчиняется федеральному минспорта; по последним данным (на 2012 год), выручка ФГУПа составила 1,3 млрд рублей, чистая прибыль в среднем за последние годы балансировала на отметке чуть более 10 млн рублей.

Основной владелец «Мостовика» — омский бизнесмен Олег Шишов, которому напрямую принадлежит 44,63%. Еще 19,99% находится в собственности ООО «СБК-Ритейл», подконтрольному «Сбербанк Капиталу». «Мостовик», по оценке Forbes, в 2013 году вошел в число 10 крупнейших подрядчиков страны. Среди примечательных объектов «Мостовика» — Живописный мост через реку Москву, тоннельные участки газопровода «Голубой поток», ряд олимпийских объектов (санно-бобслейная трасса «Санки», большая Ледовая арена для хоккея с шайбой на 12 тыс. мест и др). ГУП «ТеррНИИгражданпроект» принадлежит министерству имущественных отношений Самарской области.

Как сообщили «Известиям» в «Спорт-Инжиниринге», представленная в отчете Счетной палаты информация носит предварительный характер. В компании указали, что при расчете сметной стоимости проектных работ исходили из того, что каждый стадион является уникальным объектом в соответствии с Градостроительным кодексом.

— Уникальность объекта подразумевает, что каждый элемент конструкции требует индивидуального подхода, в результате увеличивается общая стоимость работ. «Главгосэкспертиза России» исходит из того, что стадионы являются типовые, но это не так. У них есть типовой общий конструктив — они сделаны в форме круга, но это всё, что у них есть общего. У нас разные методики: мы считаем, что это уникальные объекты, а они расценивают их как типовые. Это просто недопонимание, — сказал собеседник.

Он также добавил, что оснований пересматривать расчеты нет, сославшись на письмо Минрегиона, которое было выпущено в 2008 году в связи с тем, что ранее уже звучали подобные требования со стороны «Главгосэкспертизы России». Письмо рекомендует: «при наличии заключенного госконтракта на выполнение проектно-изыскательских работ затраты на выполнение этих работ учитывать по их фактической стоимости, предусмотренной государственным контрактом».

В «Мостовике» и «ТеррНИИгражданпроекте» комментарий «Известиям» представить не смогли. Региональные ведомства, ответственные за госконтракты, подтвердили получение запросов от «Известий», но ответить на них к моменту сдачи публикации в номер не смогли. Министр спорта Виталий Мутко на звонки в четверг не отвечал.

Адвокат компании «Налоговик» Антон Соничев отметил, что в связи с результатами контрольного мероприятия Счетной палаты и данными ФАУ «Главгосэкспертиза России» в принципе возможен пересмотр стоимости уже заключенных контрактов. Это может произойти, по его словам, либо в судебном порядке, либо с помощью заключения дополнительных соглашений к уже заключенным контрактам, где будет указано, что стоимость изменилась по согласованию сторон.

— Но вообще при подозрении на коррупцию и необоснованное завышение стоимости при заключении этих контрактов нужно обращаться в прокуратуру. Там проведут проверки, и если подозрение подтвердится, то откроют уголовное дело. Тогда контракты потеряют силу и их можно будет перезаключить по новой цене, — говорит Антон Соничев.

Партнер адвокатского бюро «Юрлов и партнеры» Кирилл Горбатов указывает на достаточно распространенную практику возбуждения в подобных случаях уголовных дел по таким статьям Уголовного кодекса, как «Нецелевое расходование бюджетных средств» (ст. 285.1), «Превышение должностных полномочий» (ст. 286) и др. При этом, по словам экспертов, практика завышения стоимости госконтрактов — нередкое явление. На ту сумму, на которую был завышен контракт по сравнению с его реальной стоимостью, могут претендовать чиновники, ответственные за госзаказ, и компании-подрядчики.

Напомним, в соответствии с указом президента (от 25 марта 2013 года) Минспорта разработана программа подготовки к проведению ЧМ-2018 по футболу в России. Программа предусматривает строительство и реконструкцию 281 объекта инфраструктуры и реализацию девяти мероприятий. В их числе — строительство и реконструкция 12 стадионов, 113 тренировочных площадок, 12 временных сооружений на территории стадионов, 62 гостиниц и гостиничных комплексов, 11 аэропортов, 11 объектов улично-дорожной сети и 2 объектов метрополитена и др.

Согласно программе, на строительство семи арен и реконструкцию стадионов в Сочи и Казани выделят около 120 млрд рублей. На стройку каждого стадиона пока планируется потратить в районе 13–15 млрд рублей, возводить их будут назначенные правительством в марте компании — ООО «Крокус Интернэшнл» Араса Агаларова, ООО «Синара-Девелопмент» Дмитрия Пумпянского, ОАО «Производственно-строительное объединение «Казань» Равиля Зиганшина и «Стройтрансгаз». Общие расходы на ЧМ-2018 ожидаются (согласно мартовскому проекту приказа Минспорта) на уровне 620 млрд рублей, из них 292 млрд рублей даст федеральный бюджет, 102 млрд — региональные; частные инвестиции оценены в 226 млрд рублей.

 

 

  • Vkontakte comments
  • Facebook comments