Анализ системы управления общества "Динамо"

Московское пролетарское общество "Динамо" создано в 1923 г. в г.Москве по инициативе группы сотрудников и военнослужащих ОГПУ. На протяжении всей истории существования общества несколько раз менялось его официальное название, с 1996г. получен статус общественно-государственного объединения...

Московское пролетарское общество "Динамо" создано в 1923 г. в г.Москве по инициативе группы сотрудников и военнослужащих ОГПУ. На протяжении всей истории существования общества несколько раз менялось его официальное название, с 1996г. получен статус общественно-государственного объединения.

Общество "Динамо", созданное как общественная организация на принципах членства, объединяет в своих рядах сотрудников и военнослужащих органов и войск безопасности и правопорядка, членов их семей, а также всех энтузиастов любителей физической культуры и спорта из числа гражданского населения. Членами Общества «Динамо» являются физические лица (граждане РФ) и юридические лица – общественные объединения.

Основной целью Общества «Динамо» является создание членам Общества всех необходимых условий для развития их физической культуры, активного занятия спортом, качественной профессиональной подготовки, физически активного отдыха и эффективного медико-реабилитационного сервиса.

Для реализации поставленных целей Общество «Динамо» вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, создавать хозяйственные общества и товарищества с правами юридического лица (в том числе с участием иностранных граждан и организаций). Общество имеет право совершать гражданско-правовые сделки, региональные организации, филиалы и представительства.

Созданные под эгидой «Динамо» спортивные клубы (команды) по различным видам спорта способствуют достижение целей Общества. В настоящее время насчитывается 57 динамовских команд по различным видам спорта, выступающих в различных Лигах чемпионатов страны.

Основной источник финансирования Общества «Динамо» - МВД России.

ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВА «ДИНАМО»

Общество «Динамо» имеет разветвленную структуру, основу которой составляют центральные органы, местные, региональные, межрегиональные организации, которые действуют в соответствии с единым Уставом Общества «Динамо».

В Обществе создан Попечительский совет Общества «Динамо», который является высшим консультативным и координационным органом Общества.

Согласно Уставу Общества высшими органами управления являются:

1. Всероссийская конференция Общества «Динамо» - высший руководящий орган;

2. Центральный совет Общества «Динамо» - высший постоянно действующий руководящий орган;

3. Президиум Центрального совета Общества «Динамо» - высший руководящий орган Центрального совета Общества;

4. Центральный исполнительный и другие комитеты Общества «Динамо» - высшие исполнительные органы Общества;

5. Председатель Общества «Динамо» и его заместители – высшие должностные лица Общества.

Более детальная информация о компетенциях органов управления Общества вынесена в приложение – справочную информацию в конец текста.

АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВА «ДИНАМО».

Общепринятая мировая практика в области корпоративного управления предусматривает трехуровневую систему органов управления организацией с четким распределением полномочий и системой отчетности. Основными органами управления, предусматриваемые данной моделью являются:

1. Общее собрание акционеров,

2. Совет директоров,

3. исполнительные органы управления.

Эффективное управление организацией достигается за счет оптимального разделения полномочий между обозначенными органами управления и выстраивания четкой системы отчетности. Практика показывает, что усложнение/увеличение вертикали органов управления организацией приводит к снижению эффективности ее деятельности за счет возрастающей бюрократизации, усложняющейся системы принятия управленческих решений.

Анализ системы органов управления Общества «Динамо» показывает, что в организации построена четырехступенчатая система органов управления, в которую входят: Всероссийская конференция, Центральный совет, Президиум Центрального совета, Центральный исполнительный комитет.

Анализ дизайна структуры органов управления Общества «Динамо» дает следующие результаты: в организации построена вертикаль власти, содержащая избыточные звенья, что может служить причиной снижения управляемости Обществом. Данный вывод подтвержден результатами анализа практики деятельности Общества «Динамо» и его клубов.

Анализ разделения полномочий между органами управления выявил существенные различия с общепринятыми правилами корпоративного управления в следующих областях:

1. процесс планирования;

2. порядок принятия решения по крупным и существенным сделкам;

3. участие членов Центрального совета в операционной деятельности Общества;

4. состав наблюдательного совета Общества.

Процесс планирования.

Согласно Уставу Центральный совет принимает годовой план деятельности Общества «Динамо», вместе с тем, годовой бюджет принимается нижестоящим органом управления – Президиумом центрального совета Общества.

Подобное разделение ответственности и полномочий не соответствует общепринятой практике и значительно увеличивает риски, связанные с исполнением планов Общества, за счет возрастающей вероятности несоответствия хозяйственных и финансовых планов Общества.

Порядок принятия решений по крупным сделкам.

Уставом Общества не предусмотрен особый порядок принятия решений по крупным/существенным для организации сделкам. Полномочия по распоряжению имуществом и средствами Общества целиком и полностью возлагаются на Председателя Центрального совета (он же – Председатель общества).

Установленный в Обществе порядок принятия решений по существенным сделкам (точнее его отсутствие) не соответствует общепринятым стандартам корпоративного управления, в соответствии с которыми, с целью минимизации рисков потери активов, решения об осуществлении значительных для организации транзакций должны приниматься коллегиальным органом управления (исполнительным или наблюдательным).

Важно отметить, что деятельность Общества «Динамо» не регулируется федеральным законом «Об акционерных обществах» в силу своей организационно-правовой формы.

Участие членов Центрального совета в операционной деятельности Общества.

Согласно Уставу к компетенции Председателя общества относится: распоряжение средствами и имуществом Общества, а также открытие и закрытие расчетных счетов Общества. Само по себе данное разделение полномочий по руководству организацией полностью соответствует надлежащей практике корпоративного управления.

Однако, принимая во внимание тот факт, что согласно Уставу Общества Председателем общества является Председатель Центрального совета (по аналогии с общепринятой практикой – Председатель Совета директоров), данное распределение полномочий не представляется эффективным. Возложение функций по обеспечению транзакций организации, связанных исключительно с операционной деятельностью, на председателя наблюдательного совета общества значительно снижает эффективность деятельности Общества «Динамо» за счет возрастающих транзакционных издержек и повышением бюрократизации.

Состав наблюдательного совета Общества.

Согласно данным официального сайта Общества «Динамо» состав Президиума Центрального совета Общества (наблюдательного совета) составлял 29 человек.

Состав органа, отвечающего за финансово-хозяйственную деятельность общества, принятие бюджета, а также избрание членов исполнительного органа, в размере 29 человек является объективно избыточным.

Практика показывает, что рост членов коллегиального органа управления за рамки пятнадцати членов значительно снижает эффективность деятельности органа, за счет увеличивающейся по экспоненте степени сложности принятия коллективных решений.

Состав Совета директоров ведущих мировых корпораций в исключительных случаях превышает 15 человек. В целом же, средний размер Совета директоров организаций составляет 8-10 человек.

СПОРТИВНЫЕ КЛУБЫ «ДИНАМО».

В настоящее время под эгидой Общества «Динамо» создано 57 команд различных видов спорта на базе различных клубов с различными акционерами.

Для целей обзора были выбраны пять основных клубов. Используемые критерии отбора клубов для анализа – размер бюджетов, зрительский интерес (популярность).

В настоящее время наибольший зрительский, равно как и инвестиционный интерес представляют следующие спортивные клубы, созданные под эгидой Общества «Динамо»: Футбольный клуб «Динамо-Москва», Хоккейный клуб «Динамо-Москва», Мини-футбольный клуб «Динамо-Москва», Баскетбольный клуб «Динамо-Москва» и Клуб «Динамо-Москва» по хоккею с мячом (бенди).

Обзор деятельности клубов, созданных под эгидой Общества «Динамо» осложняется крайней низкой прозрачностью, как самого Общества, так и отдельных клубов. Вместе с тем, полученная в результате проводимого исследования информация позволяет сделать ряд выводов, как относительно деятельности отдельных клубов, так и относительно деятельности Общества в целом.

Организационно-правовая форма.

Три из пяти рассматриваемых клубов осуществляют свою деятельность в форме закрытых акционерных обществ (ФК, ХК, БК). Клуб «Динамо-Москва» по хоккею с мячом является некоммерческим партнерством. Информация об организационно-правовой форме МФК «Динамо-Москва» отсутствует.

Анализ информации из различных источников показывает, что ОГО «ВСФО «Динамо» является собственником крупных пакетов акций рассматриваемых клубов (минимум - блокирующих пакетов).

Имеется относительно четкая картина касательно распределения акций футбольного и баскетбольного клубов «Динамо». Так в ЗАО «Футбольный клуб «Динамо» Москва» Обществу «Динамо» принадлежит блокирующий пакет акций (25%). В ЗАО «Баскетбольный клуб «Динамо-Москва» Обществу «Динамо» принадлежит 50% акций, остальные 50% акций принадлежат Президенту Клуба – Евгению Гомельскому.

Наибольший интерес представляет структура акционерного капитала ФК «Динамо-Москва», в котором от 50% до 75% акций принадлежат бизнесмену Алексею Федорычеву (вероятно через одну из его компаний холдинга Fedcom).

FEDCOM И «ДИНАМО» МОСКВА»

В сентябре 2004 года Fedcom приобретает у Центрального совета Общества "Динамо" 51% акций футбольного клуба ЗАО «Футбольный клуб «Динамо» Москва» (ФК «Динамо»).

В период за неполные 2 года Fedcom вкладывает в ФК «Динамо» по различным данным около $100 млн., большая часть из которых направляется на покупку игроков мирового уровня. Момент приобретения футбольного клуба российским бизнесменом и начала глобальных инвестиций многие эксперты называют этапом возрождения некогда великого футбольного клуба.

В настоящее время (лето 2006г.) многие имеют возможность наблюдать результаты уникального опыта – вливания колоссальных инвестиций в структуру глобального российского спортивного объединения и процессом «переваривания» данных инвестиций.

Результаты таковы:

1. клуб возглавляет сильнейший тренер России - Юрий Семин;

2. клуб имеет один из сильнейших составов в Восточной Европе, который включает игроков сборной России, Португалии, Греции, Нигерии и пр.;

3. в чемпионате России-2006 клуб занимает предпоследнее место;

 

4. клуб имеет значительные долги по просроченной заработной плате.

Акционером, тренером и экспертами называются следующие причины спортивных и финансовых неудач футбольного клуба:

1. высокая бюрократизация клуба;

2. отсутствие гарантий для нового акционера по планируемым вложениям в футбольную инфраструктуру;

3. наличие «нефутбольных» обязанностей у нового акционера по поддержанию прочих ведущих клубов Общества «Динамо».

Высокая бюрократизация клуба.

Мнения о высокой бюрократизации клуба могут быть подтверждены результатами анализа структуры управления Общества «Динамо», а также были озвучены в прессе Главным тренером команды (работавшем до этого в ФК «Локомотив») и Алексеем Федорычевым.

Важно понимать, что до 2004г. футбольный клуб был полностью под управлением Общества «Динамо», а значит, с высокой долей вероятности можно утверждать, что клуб копировал структуру управления спортивного Общества. Помимо этого в настоящее время Общество «Динамо» сохраняет за собой блокирующий пакет акций футбольного клуба, что автоматически означает, что Общество участвует в принятии решений по существенным для ЗАО «Футбольный клуб «Динамо» Москва» сделкам (в соответствии с российским законодательством).

Анализ вложений в клуб показывает, что все серьезные инвестиции со стороны нового акционера были направлены на приобретение игроков и привлечение тренера. Внешняя легкость, с которой авторизировались данные сделки, объясняется отсутствием каких либо рисков для Общества «Динамо», а также возможным использованием юридических механизмов, за счет которых ФК «Динамо» не выступал прямым участником сделок.

Вместе с тем, прописной истинной является тот факт, что для развития клуба недостаточно «простого» приобретения дорогостоящих «звезд». Сбалансированное развитие футбольного (равно как и иного) клуба невозможно без развития клубной инфраструктуры, что требует вложений в стадион, тренировочную базу, нематериальные активы и пр.

В настоящее время процесс инвестирования в строительство нового стадиона и тренировочный базы для ФК «Динамо» так и не начался. По данным российских СМИ основным камнем преткновения начала данного процесса является отсутствие гарантий о праве собственности на землю в Петровском парке (где располагается стадион «Динамо») для мажоритарного акционера со стороны миноритарного - Общества «Динамо». Отсутствие гарантий можно объяснить как вероятной высокой бюрократизацией Общества «Динамо», так и нежеланием рисковать главным материальным активом футбольного клуба (нежеланием целиком брать ответственность на себя Председателем ЦС, в компетенцию которого входит решения данного вопроса).

Наличие «нефутбольных» обязанностей у нового акционера по поддержанию прочих ведущих клубов Общества «Динамо».

По различным данным с приобретением ФК «Динамо» Fedcom инвестировала средства в иные спортивные клубы, созданные под эгидой Общества «Динамо» - Мини-футбольный клуб «Динамо», Клуб «Динамо» по хоккею с мячом.

Исходя из имеющейся информации невозможно оценить, входили ли в первоначальные планы нового акционера ФК «Динамо» инвестиции в иные клубы, или же инвестиции стали одним из условий продажи контрольного пакета акций футбольного клуба. Отчасти выводы можно сделать на основании информации о том, что Центральный совет Общества «Динамо» активно «предлагает» (до недавнего времени) Fedcom взять на себя обязательства Хоккейного клуба «Динамо», имеющего значительные долги (около $12 млн.), в т.ч. по просроченной заработной плате перед игроками и персоналом.

Развязка отношений Fedcom и Общества «Динамо» может наступить уже в июне этого года – в прессе и околофутбольных кругах активно обсуждается возможность продажи пакета акций ФК «Динамо» принадлежащих Fedcom. Вероятным покупателем акций является компания «Нафта-Москва» (Р.Каримов), которая пару лет назад предпринимала попытку купить ведущий итальянский клуб FC Roma. По некоторым данным сделка уже одобрена Центральным советом Общества «Динамо».

Дальнейшее развитие как ФК «Динамо», так и остальных упомянутых спортивных клубов, созданных под эгидой Общества «Динамо» будет полностью зависеть от разрешения сложившейся ситуации; от поведения как потенциальных, так и текущих акционеров ФК «Динамо».

Вот такой анализ был проведен год назад. Напомню – сейчас в Обществе затеяна реструктуризация - пришли новые головы, которые, по задумке, смогут изменить систему управления Обществом в сторону лучших мировых практик управления.

Справочная информация: ключевые компетенции органов управления Общества «Динамо».

К ключевым компетенциям Всероссийской конференции Общества относятся:

1. оценка работы Центрального совета Общества;

2. определение перспективных задач;

3. избрание Председателя Общества, членов Центрального совета, членов Центральной ревизионной комиссии;

4. утверждение Устава и изменений.

К ключевым компетенциям Центрального совета Общества относятся:

1. осуществление прав юридического лица от имени Общества;

2. определение способов выполнения основных целей и задач Общества;

3. утверждение годового плана работы Общества;

4. определение численного состава и избрание Президиума Центрального совета;

5. создание хозяйственных организаций и предприятий, контроль их деятельности.

К основным компетенциям Председателя Общества (Председателя Центрального совета) относятся:

1. представление интересов Общества во всех организациях, учреждениях и предприятиях в стране и за рубежом;

2. определение полномочий руководителей организаций и иных лиц Общества по заключению сделок, связанных с распоряжением недвижимым имуществом от имени общества (!!!);

3. распоряжение средствами и имуществом Общества;

4. принятие решений об участии Общества в коммерческих и иных организациях.

К ключевым компетенциям Президиума Центрального совета Общества относятся:

1. осуществление полномочий Центрального совета Общества (в период между пленумами);

2. назначение членов Центрального исполнительного и других комитетов Общества;

3. утверждение и контроль исполнения бюджета Общества «Динамо» на год (!!!);

4. решение вопросов социальной защиты спортсменов, тренеров, обслуживающего персонала, а также рабочих и служащих предприятий, спортивных сооружений и других объектов Общества «Динамо»;

5. рассмотрение вопросов уставной, кадровой и финансово-хозяйственной деятельности организаций Общества.

К ключевым компетенциям Центрального исполнительного комитета Общества относятся:

1. контроль деятельности организаций, учреждений и предприятий Общества;

2. осуществление непосредственного руководства исполнением планов и программ, проведение мероприятий и акций, осуществляемых в масштабах всего Общества.

К основным компетенциям Попечительского совета Общества, как консультационного органа, относятся:

1. представление интересов Общества в органах государственной власти;

2. право выдвигать кандидатов в высшие должностные лица Общества.

Дмитрий Марков

  • Vkontakte comments
  • Facebook comments