Как управлять толпой?

В обыденном языке «толпой» называют большое количество людей, находящихся одновременно в одном месте. Хотя даже интуитивно мы не назовем этим словом марширующее армейское подразделение или публику, собравшуюся в консерватории на симфонический концерт.

Не совсем верно называть толпой и прохожих на людной городской улице. Но вот произошло что-то необычное: завлекательное, драматическое или даже катастрофическое, и тут возникает особый феномен, имеющий общие черты, которые и отличают толпу от организованных форм социального поведения.

Толпаскопление людей, не объединенных общностью целей и единой организационно-ролевой структурой, но связанных между собой общим центром внимания и эмоциональным состоянием.

Механизмы образования толпы: слухи и эмоциональное кружение (взаимное заражение, т. е. передача эмоционального состояния на психофизиологическом уровне контакта между организмами).

При обычном общении имеет место та или иная степень взаимного понимания, согласия или несогласия, но в любом случае каждый остается отдельной личностью. Наоборот, эмоциональное кружение стирает индивидуальные различия. Человек чувствует и поведенчески реагирует, как все, включаются древние примитивные пласты психики.

Представьте себе полный зал, где рассказан очень смешной анекдот и все громко смеются. Вы только что вошли и не слышали шутку, однако общее настроение захватывает, и вы от души смеетесь вместе со всеми. Это самый простой и безобидный пример эмоционального кружения.

Есть и страшные примеры. В XIV веке Европу охватила «черная смерть» – эпидемия чумы, унесшая более 20 миллионов жизней. В разгар этого бедствия наступил праздник Святого Витта, который всегда сопровождался массовыми пирами и танцами. Особенно бурно празднество отмечали в Италии. Изможденные и отчаявшиеся люди, напившись вина, принимались ритмически плясать, доводили себя до истерического состояния и, уже не в силах остановиться, падали замертво. Зловещее и заразительное веселье передавалось от одного городского района к другому, от деревни к деревне, оставляя за собой бездыханные человеческие тела. Отсюда появился термин «пляска Святого Витта».

Необходимо добавить, что эмоциональное кружение, как всякий социальный и психологический феномен, не является однозначно негативным фактором. Оно сопровождает любое массовое мероприятие и групповое действие и, пока остается в рамках, служит сплочению и мобилизации. Но, превысив оптимальную меру, этот фактор оборачивается противоположными эффектами. Группа превращается в толпу, которая становится все менее управляемой при помощи нормативных механизмов и вместе с тем все более подверженной иррациональным манипуляциям.

Виды толпы:

Окказиональная (англ. occasion – «случайность») – скопление людей, собравшихся поглазеть на неожиданное происшествие.

Конвенциональная (англ. convention – «условность») – собирается по поводу заранее объявленного события. Здесь уже преобладает направленный интерес, и люди до поры готовы следовать определенным условностям (конвенциям).

Экспрессивная (анг. expression – «выражение»), ритмически выражающая ту или иную эмоцию: радость, энтузиазм, возмущение и т. д. Главная отличительная черта – ритмичность выражения.

Экстатическая (англ. ecstasy – «экстаз») – экстремальная форма экспрессивной толпы, пляска Святого Витта.

Действующая (active) – наиболее значимый и опасный вид стихийного поведения. В ее рамках, в свою очередь, можно выделить несколько подвидов:

  • Агрессивная (aggressive).
  • Паническая (panic; saving) толпа объята ужасом, стремлением каждого избежать реальной или воображаемой опасности. Сопровождается резким ослаблением волевого самоконтроля. Этот вид толпы мы рассмотрим отдельно.
  • Стяжательная (greedy) толпа – люди, вступившие в неорганизованный конфликт за обладание некоторой ценностью. Доминирующей эмоцией здесь обычно ста- новится жадность, жажда обладания, к которой иногда примешивается страх.
  • Повстанческая (rebellious) толпа по ряду признаков сходна с агрессивной, но отличается от нее социально справедливым характером возмущения, при наличии активного сознательного звена в нее может быть внесено организационное начало, и тогда повстанческая толпа превращается в сплоченную группу.

Особое внимание обратим на то, что приведенная классификация весьма условна. В практическом плане наиболее важно основное свойство толпы – превращаемость: коль скоро толпа образовалась, она способна сравнительно легко превращаться из одного вида (подвида) в другой. Самый элементарный пример спонтанных превращений вспомнит всякий, кто бывал на футбольном матче. С началом игры конвенциональная толпа превращается в экспрессивную, и важнейшая задача организаторов – принять все необходимые меры, чтобы по ходу дела или по окончании матча предотвратить ее превращение в агрессивную, стяжательную (когда тысячи возбужденных болельщиков одновременно устремляются к единственному выходу) или паническую (спровоцированную дракой, пожаром, стрельбой и т. д.).

Превращения могут происходить спонтанно, т. е. без чьего-либо сознательного намерения, но бывают спровоцированы умышленно. На использовании свойства превращаемости и строятся по большей части приемы манипуляции толпой с теми или иными целями.

Приемы управления и манипуляции

Необходимо помнить, чем отличается толпа от сплоченной группы, потому что, применив неадекватные объекту и ситуации приемы, мы можем получить большие беды, подчас рискуем человеческими жизнями. Стихийное массовое поведение часто сопряжено с серьезными неприятностями, и в ряде случаев приходится выбирать меньшее из зол.

При организации массового мероприятия рекомендуется заранее позаботиться о непосредственных нуждах людей в зависимости от погоды: прохладительных напитках, укрытиях от дождя, жары и т. д. В противном случае поведение толпы может стать непредсказуемым, и, скажем, паника с трагическими последствиями возникнет из-за такой мелочи, как внезапно хлынувший ливень.

Важно также предотвратить чрезмерную концентрацию людей, особенно по окончании массового мероприятия, поскольку и это может грозить бедой. Так, после футбольного матча рекомендуется устроить другие, менее значительные развлечения – состязание бегунов или юных борцов, розыгрыш лотереи, показ мультфильма на электронном табло и т. д., чтобы задержать часть болельщиков на трибунах.

Различают приемы воздействия на толпу извне и изнутри. Чтобы в них разобраться, полезно обратить внимание на еще один специфический феномен, который называют географией толпы.

География толпы (особенно отчетливо фиксируемая при фотосъемке сверху) определяется различием между более плотным ядром и разреженной периферией. В ядре аккумулируется эффект эмоционального кружения, и оказавшийся там сильнее испытывает его влияние, чувствуя поддержку периферии и ощущая анонимность и безнаказанность…

Поэтому психологическое воздействие на толпу извне обычно рекомендуют нацеливать на периферию, внимание которой легче переключается, т. к. здесь обнаруживаются скорее свойства окказиональной толпы (зеваки). Основная задача – оттянуть внимание на другой объект.

Еще один комплекс приемов влияния на действующую толпу связан с использованием ритма. Удалось установить, что действующая толпа в отличие от экспрессивной аритмична, и поэтому громкий ритмичный звук способствует соответствующему превращению. Здесь, правда, следует добавить, что противодействие различным видам толпы требует различных ритмов: если для блокирования массовой агрессии применяются быстрые ритмы, то фактором противодействия панике служит более медленный размеренный темп марша или гимна.

Как ранее говорилось, в толпе человек теряет ощущение индивидуальности, чувствует себя безличным и потому свободным от ответственности, накладываемой ролевыми регуляторами. Вдохновляющее чувство вседозволенности и безнаказанности составляет важное условие массовых действий. Это условие нарушается приемами деанонимизации – воздействиями, направленными на то, чтобы лишить индивидов, составляющих толпу, свойства анонимности и тем самым способствовать их отрезвлению.

Этот эффект легко достигается при помощи большого количества хорошо заметных камер и (или) группы телеоператоров. Демонстративные действия последних (с проверенными путями ухода от опасности) способствуют возвращению идентичности индивидам в толпе и снижению коллективного эффекта.

Источник: журнал "Спорт Бизнес Консалтинг" №8 Май 2013

 

  • Vkontakte comments
  • Facebook comments