Круглый стол №1 "Спорт в России и в мире. Антимонопольная политика и экономическое регулирование"

Разделились мнения в ученой и экспертной среде по вопросу конкуренции в спорте, доминирующего положения на рынке и участию государства в финансировании профессионального спорта. Впрочем, никто и не рассчитывал на единодушное взвешенное решение по такому новому и практически неисследованному вопросу, как антимонопольная политика в спортивной отрасли. «Спорт в России и в мире: антимонопольная политика и экономическая регулирование» - так была заявлена тема для участников круглого стола на экономическом факультете МГУ 24 декабря 2013 года.

Многие специалисты подтверждают тезис профессора Чедвика, что само упоминание в приличном обществе спортивной отрасли как экономической категории  вызывает у присутствующих улыбку. Однако, в условиях экономического кризиса ежегодный доход мирового спорта в размере порядка 140 млрд. долларов США с темпами роста порядка 3,7 млрд. долларов США по году представляется весьма серьезной темой. Данная сфера экономики не может больше оставаться безразличной для государственных и финансовых институтов. Члены Совета Федерации инициировали законопроект «О внесении изменений в статьи 4 и 7 Федерального закона «О естественных монополиях», предполагающий запрет на финансирование спорта госкомпаниями и естественными монополиями. В ходе обсуждения и дискуссий в рамках круглого стола были затронуты три  вопроса.

Первый вопрос:

Роль антимонопольной политики в регулировании экономических и иных отношений в спорте.

Модератор круглого стола профессор Вадим Маршев предложил участникам мероприятия определиться в терминологии, связанной с разным толкованием определений в разных законах, и обратил внимание на то, что из себя представляет спорт сегодня. Товарные рынки, состязательность, субъекты и объекты, однородные услуги и стандарты, статистические показатели и географические границы. Докладчиком по этому вопросу стал представитель Федеральной антимонопольной службы России Николай Карташов. Говоря о сути вопроса и дел, которые рассматривает ФАС, он заметил, что в ведомство поступает совсем небольшое количество заявлений от субъектов спортивной сферы. И со своей стороны ФАС готова регулировать процессы и рассматривать случаи недобросовестной конкуренции в установленном законом порядке. Однако, прежде чем предлагать какие-либо запреты, нелишним было бы просчитать, сколько это будет стоить, и каковы будут последствия для отрасли и государства.

Сергей Алтухов обратил внимание на разграничение интересов спорта высших достижений на уровне сборных команд России и интересов профессиональных клубов, которые созданы для достижения высоких спортивных и коммерческих результатов. В первом случае речь идет о спецпроектах, и государство само определит, в какой форме эти проекты будут реализовываться. В мире используются три основные модели взаимодействия олимпийского спорта и государства.

  1. Китайская модель (государство на 100% финансирует спорт через Министерство спорта).
  2. Американская модель (НОК США получает бюджет, утвержденный Конгрессом напрямую).
  3. Бразильская модель (предоставление налоговых льгот компаниям, вкладывающим средства в спорт).

В российском профессиональном спорте нет в настоящее время ни регуляторов, ни контролеров экономической деятельности. Насколько оправдано, когда акционеры клубов в лице государственных компаний осуществляют многомилионные покупки зарубежных звезд. И почему эти покупки и выплаты агентам производятся за государственный счет?

Заведующий кафедрой Экономики социальной сферы Экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Профессор Евгений Егоров отметил, что спорту остро необходимы и другие модели финансирования (не только государственные монополии). Сегодня на их долю приходится более 70% всех затрат профессиональных клубов. В качестве альтернативы можно предложить максимальные лимиты на такие вложения в спорт, это будет способствовать росту клубной конкуренции и подвижности маркетингового инструментария клубов.

Аспирант МГУ Владимир Агеев уточнил три основных источника доходов спортивных клубов: коммерция и спонсоры; билеты и сопутствующие товары; продажа прав на телетрансляции. По каждому из разделов российский профессиональный спорт отстает от своих конкурентов. В качестве примеров, подтверждающих отсутствие регуляторов в экономике спорта, были кейсы, связанные с банковским сектором.

  1. 13 декабря 2013 года ЦБ РФ отозвал лицензию у АКБ «Инвестбанк» ОАО и ХК «Спартак» остался без средств на дальнейшее существование. «Инвестбанк» являлся единственным собственником клуба. Клуб обречен.
  2. 9,0908% акций ФК «Локомотив» принадлежат ВТБ 24 ЗАО, входящего в Группу ОАО Банк ВТБ, которому в свою очередь на 74% принадлежит ФК «Динамо». Конфликт интересов.  
  3. ОАО «Уралкалий» является 100% акционером ФК «Анжи» и спонсором ФК «Амкар». Конфликт интересов.  

Необходим регулятор, который поможет предупреждать подобные события, вести реестр акционеров клубов, согласовывать приобретения контрольных и блокирующих пакетов акций профессиональных клубов.

Заместитель Председателя Экспертного совета по физической культуре и спорту Комитета Совета Федерации по социальной политике Владимир Сараев отметил, что существующий на сегодня 329-ФЗ «О спорте» является неполным. В нем нет упоминания о таком субъекте спорта, как спортивная лига. Именно в рамках лиг можно и нужно регулировать экономические отношения в построении и развитии бизнеса. Существуют прецеденты, когда российские клубы, выступая в одной лиге с иностранными клубами, сталкиваются с разными ограничениями в законодательстве. Пример - реклама пива, запрещенная в России, но вполне легальная в европейских странах и государствах постсоветского пространства. «Является ли данный кейс предметом разбирательства ФАС?» – задается вопросом Владимир Васильевич. Применим ли вообще Закон о защите конкуренции в такой отрасли как спорт?»

Второй вопрос:

Экономическое регулирование бюджетов и трансферов в профессиональном спорте и зачетной системы в олимпийском спорте.

Заместитель генерального директора РФС Денис Рогачев отметил, что все средства для конкуренции в спорте уже есть. Нужно только соблюдать регламенты. А для этого нужно усилить контроль за сферой спортивной конкуренции. Отдельно в ответах на вопросы он заметил, что допускает запрет на оплату трансферов спортсменов и агентам из средств государственного бюджета.

Генеральный секретарь РФС профессор Анатолий Воробьев поддержал Рогачева в вопросе усиления контроля со стороны руководящих органов за соблюдением регламента и заметил, что не разделяет озабоченности в вопросе запрета финансирования профессионального клуба со стороны естественных монополий. Нужно просто перераспределить поступающие ресурсы. Будучи членом комитета УЕФА по лицензированию, он рассказал, как будет реализовываться программа фэйр-плей в российском футболе.

Третий вопрос:

Телетрансляции и реклама в спорте: сбалансированность интересов, проблемы и пути их решения.

Заместитель главного редактора спортивных каналов ВГТРК Дмитрий Анисимов отметил, что спортивная конкуренция для телевидения очень важна и нужна. Примером административного регулирования конкуренции в спорте стал баскетбол, рейтинги трансляций которого стремятся к нулю. Что такое баскетбол сегодня? Это матч ЦСКА – Химки, в котором побеждает ЦСКА. Как это можно продать? Баскетбол ни в чем не виноват. Нужен экономический регулятор в этой сфере.

Николай Карташов напомнил собравшимся о расследовании ФАС в отношении компании «Телеспорт», которая стала примером недобросовестной конкуренции, размещая рекламу водки во время трансляции футбольного матча Россия – Бразилия. Штраф 600.000 рублей был наложен судом. Это также является примером участия ФАС в регулировании конкурентной борьбы на рынке. Представитель ФАС подтвердил всю значимость и важность обсуждаемых вопросов  со стороны государственного регулятора бизнеса.

После вопросов и ответов два профессора Воробьев и Маршев обратились к присутствующим с предложением продолжить научные и экспертные исследования проблем в спортивной отрасли и сделать подобные встречи регулярными. Последующие темы исследований будут связаны со спонсорством в спорте и налоговыми льготами для спонсоров, сбалансированностью механизмов экономического регулирования в спортивных лигах, созданием новых форматов спортивных состязаний в массовом спорте. Участники экспертного сообщества поддержали тематику последующих встреч и поздравили друг друга с Новым годом. С Олимпийским годом!

 

Продолжение следует…

Мнение министра спорта по этому вопросу

Фотогалерея мероприятия

  • Vkontakte comments
  • Facebook comments