Что такое «спортивный менеджмент»?

Сергей Алтухов, Заместитель директора Центра спортивного менеджмента МГУ имени М.В. Ломоносова, к.э.н.

Вопрос, который мы вынесли в заголовок, требует достаточно конкретного и содержательного ответа. В условиях коммерциализации экономики спорта, становления спортивной отрасли как экономической категории именно спортивные менеджеры решают основные задачи формирования инфраструктуры, соответствующей общепринятым мировым и европейским стандартам. В обиходе существует стереотип, что спортивные менеджеры – это те, кто «торгует игроками». Это совсем не так. Так кто же такие спортивные менеджеры?

В теории менеджмента не существует одного определения термина "менеджер". Определений множество. Все предлагаемые определения базируются на понимании сущности менеджмента. Слово «менеджмент»  в своем первоначальном смысле обозначало умение объезжать лошадей и править ими. Основа - английский глагол "to manage" (управлять), который происходит от латинского "manus" (рука). Если следовать логике, то "менеджмент" буквально означает "руководство людьми".

В современной науке под «менеджментом» понимается процесс руководства или управления работником, рабочей группой, коллективом, организацией, несколькими организациями, действующими в условиях рыночной экономики. Менеджмент в спорте представляет собой самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленной на достижение целей и реализацию поставленных задач в рамках деятельности спортивной организации, которая функционирует в условиях рынка путем рационального использования материальных, трудовых и информационных ресурсов. Иными словами, менеджмент в спорте - это теория и практика (знания, умения, навыки) эффективного управления организациями спортивной отрасли (клубами, федерациями, лигами, ассоциациями и др.) и организациями межотраслевых комплексов предприятий - спортивной индустрии, спортивной медицины, спортивного образования.

О работе менеджера судят не по тому, что он делает, а по тому, как он побуждает к работе и организует работу других людей. Менеджер - это наемный управляющий.  Сергей Кущенко, Кирилл Фастовский, Арсен Венгер и Стив Айзерман тоже являются наемными управленцами.

Управленческая деятельность - один из важнейших факторов функционирования и развития спорта. Исторически в нашей стране так сложилось, что управлением в спорте занимались тренеры, инструкторы, методисты. Они зачастую совмещали учебно-воспитательную и тренировочную работу тренера с процессами управления клубом, спортивным обществом, спортивной федерацией, хотя их должностные инструкции не предусматривали выполнение ими таких обязанностей.

 Менеджмент в спорте, как особый вид профессиональной деятельности управленцев в спортивной отрасли, возникает в результате разделения и кооперации их труда. Как мы уже отмечали, причиной появления спортивных менеджеров стала рыночная экономика, предъявившая особые требования к менеджерам в условиях экономической и спортивной конкуренции.

 

Классификация уровней управления и образовательного уровня

Спортивная организация имеет определенную внутреннюю структуру, основанную на специфике того или иного вида спорта. В такой структуре предусмотрены управления, департаменты, отделы, группы, команды. Иными словами, в спортивной организации существуют различные виды управленческой деятельности. Вместе с ними появляется структура взаимоотношений и подчиненности. Это значит, что менеджеры бывают разных уровней, и задачи они решают разные.

Национальные рамки квалификаций наглядно показывают требования квалификационного уровня управления к уровню образования

 

9 уровень - руководители Олимпийского комитета России, оргкомитетов Чемпионатов мира, Европы, Олимпийских игр, профессиональных спортивных ассоциаций

8 уровень - руководители Центров спортивной подготовки сборных команд России, спортивных объектов, национальных спортивных федераций, профессиональных спортивных лиг и клубов, спортивных обществ, спортивных объектов, оргкомитетов спортивно-зрелищных мероприятий

7 уровень - руководители спортивных федераций, клубов, функциональных подразделений спортивных организаций (департаментов, управлений, отделов, групп), члены комплексных научных групп

6 уровень - руководители учреждений спортивного образования, руководители спортивно-массовой работы по месту жительства, месту работы

Образовательные уровни

АС - аспирантура          М - магистратура        Б - бакалавриат   СПО - среднее профессиональное образование

 

Функционалы спортивного менеджера

Чем занимаются спортивные менеджеры? Основные функции менеджеров в спорте можно представить так:

- Спортивные менеджеры работают в органах управления олимпийским движением на различных уровнях.

- Спортивные менеджеры занимаются  управлением спортивными мероприятиями: чемпионат города, области, республики, страны, Чемпионаты мира и Европы, Олимпийские игры.

- Спортивные менеджеры управляют собственными спортивными бизнес-проектами, коммерческими турнирами, спортивными фестивалями, массовыми соревнованиями.

- Спортивные менеджеры занимаются организацией команды, подбором персонала и атлетов, разработкой билетных программ и различных стратегий для организации, работой с болельщиками и со стейкхолдерами во внешней среде.

Рынку свойственна неопределенность ситуации и предпринимательский риск. Они требуют от менеджеров самостоятельности и ответственности за принимаемые решения. Профессионализм спортивного менеджера проявляется в знании технологии управления организацией и законов рынка, в умении организовать слаженную работу коллектива и прогнозировать развитие организации.

Обобщение опыта подготовки спортивных менеджеров в ВУЗе и рыночный спрос на специалистов такого профиля показывает, что все большему количеству организаций спортивной отрасли нужны менеджеры с определенным набором умений и навыков. Вот основные из них:

- владение современными компьютерными технологиями и программами;

- владение английским языком;

- умение формировать информационную политику организации;

- организация работы офиса организации и формирование команды;

- знание основных маркетинговых  и управленческих стратегий;

- знание регламентов и положений о соревнованиях для последующей организации спортивных событий;

Пока с сожалением  приходится констатировать, что рыночный механизм спроса и предложения специалистов спортивного менеджмента в нашей стране еще не сформирован. Оптимизма добавляет внедрение профессиональных стандартов работников спортивной отрасли и процедуры обязательной аттестации специалистов. Это позволит, с одной стороны, провести инвентаризацию управленческих кадров в отрасли, а с другой, выявить приоритеты управленческих специальностей в общем перечне должностей спортивного менеджмента.

 

ВЫ ХОТИТЕ СОЗДАТЬ СВОЙ КЛУБ? ОТЛИЧНО!

Для этого нужно сделать несколько шагов. Как мы помним, любая дорога начинается с первого шага. Таким первым шагом должно стать понимание, что играть в футбол, прыгать тройной тулуп, плыть двести брассом - это одно, а быть руководителем спортивного клуба - это совсем другое.

В чем разница? Прежде всего в ответственности. Именно уровень ответственности отличает руководителей от всех остальных людей. Вы готовы возложить на себя ответственность за всю организационную, административную, спортивную, экономическую, хозяйственную, правовую, рекламную, социальную деятельность вашего клуба? Подумайте, прежде, чем дать какой-либо ответ. Не огорчайтесь, если вы не чувствуете в себе решимость и готовность начать завтра активную деятельность. В этом случае мы вам поможем. Программа обучения руководителей и менеджеров спортивных организаций в МГУ имени М.В. Ломоносова на основе профессиональных стандартов гарантирует вам получение неоходимых знаний, умений и навыков руководителя для принятия ответственных решений. Это вам могут подтвердить наши многочисленные выпускники и эксперты. 

  • Объем курса: 260 часов
  • Срок обучения: 7,5 месяцев
  • Стоимость обучения: 170 000 рублей
  • Начало занятий: 15 сентября 
  • Руководитель программы: д.э.н., заслуженный профессор МГУ В.И. Маршев  vmarshev@mail.ru
  • Занятия проводятся по вторникам/четвергам (19:00 - 21:50) и субботам (11:00 - 14:00)

Вы принимаете для себя столь ответственное решение, потому что изменяться нужно только вместе с изменениями. Тогда вы станете лучшим!

Спортивный клуб — это юридическое лицо!

Как создать свой собственный спортивный клуб в контексте российского законодательства? Для участия в официальных соревнованиях в России допускаются только зарегистрированные организации. Это значит, что для создания спортивного клуба нужно юридическое лицо.

Юрлица различаются организационно-правовыми формами. Спортивные клубы тоже создаются в различных формах. Это может быть:

  • коммерческая компания — например, общество с ограниченной ответственностью или акционерное общество.
  • некоммерческая организация — автономная некоммерческая организация, общественная организация, ассоциация, союз, фонд и др.

У каждой из представленных организационно-правовых форм есть свои достоинства и недостатки. Вы представляете себе, какой деятельностью, и на каком уровне массового спорта, профессионального спорта, спорта высших достижений вы собираетесь заниматься? Ответ на этот вопрос поможет вам сделать правильный выбор при регистрации юридического лица.

Есть ли универсальная модель?

Есть такая организационно-правовая форма — автономная некоммерческая организация (АНО). Она имеет ряд особенностей и преимуществ, которые особенно помогут на старте. Разберём подробно и по порядку:

  • Регистрация

Регистрация некоммерческих организаций проходит параллельно через два государственных органа - через Министерство юстиции РФ и Федеральную налоговую службу. При этом пакет документов подаётся только в Министерство юстиции РФ, а в ФНС Министерство их передаст без вашего участия. Из-за такого процесса сроки регистрации могут быть составить от двух до трёх месяцев.

Регистрация некоммерческой организации не требует особых материальных затрат - только оплату работы специалистов по подготовке уставных документов и уплату государственной пошлины. Регистрация коммерческой организации помимо этого предполагает оплату нескольких пошлин и государственную регистрацию акций в Центральном банке РФ.  

  • Цели деятельности и источники дохода

Для некоммерческой организации основная цель деятельности — предоставление услуг в спорте, сфере образования, здравоохранения, культуры, науки, искусства, психологии, средств массовой информации, права и прочих сферах. Вы можете заниматься и коммерческой, и некоммерческой деятельностью одновременно.

Недостаток этой модели один. В соответствии с законодательством Российской Федерации вся прибыль АНО остаётся в организации, участники не могут её получить лично в качестве дивидендов. Только - на уставные цели деятельности организации. По сути, получаются реинвестиции.

Преимущество автономно-некоммерческой организации - это возможность работать с бюджетными деньгами (субсидиями). В сложившейся в России практике практически 95% спортивных организаций в той или иной форме работают с министерствами спорта, комитетами по физической культуре и спорту и с бюджетными деньгами. Ничего невозможного, а тем более - страшного, в этом нет. Мы готовы научить вас этому. 

Если вы придумали уникальную бизнес-модель, располагаете целевыми инвестициями, имеете доступ к ресурсам разного рода, вы можете регистрировать коммерческую организацию. Акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью действуют с целью получения прибыли. Такие организации, чаще всего, регистрируются для ведения бизнеса в профессиональном спорте, в фитнесе, спортивных академиях для подготовки талантов и т.д.

  • Команда

Создать АНО может один человек. Этого достаточно по законодательству. Бухгалтерию и отчетность можно вести на аутсорсинге. Создание собственной команды для управления организацией - это самое главное в работе и жизни. Именно в жизни, потому что вы большую часть времени будете проводить вместе с ними. Помните об этом. Еще одна важная деталь - работники АНО не могут составлять больше трети от всех членов коллегиального органа управления организацией. К примеру, в составе вашего коллегиального органа представлены 10 человек. Это значит, что принять официально на работу вы можете только трёх из них.

  • Отчётность

АНО, как и ЗАО, и ООО могут выбрать общую или упрощённую систему налогообложения и должны сдавать соответствующую отчётность в налоговую инспекцию. Плюс состоит в том, что некоммерческие организации освобождены от налогообложения доходов при пожертвованиях и взносах участников. Минус тоже есть, но он незначительный. Вы должны дополнительно сдавать отчёт в Министерство юстиции РФ.

  • Риски

По закону учредители не отвечают по обязательствам созданной ими некоммерческой организации, а организация не отвечает по обязательствам своих учредителей. Это значит, что имущество АНО и имущество участников разделены. Если у организации возникнут долги, то участники не будут расплачиваться за них своим имуществом. Однако, риск остается.  Это привлечение к субсидиарной ответственности в случае недобросовестности участников. Это дополнительная ответственность, по которой участники всё же могут отвечать своим имуществом, если компания, например, оказалась в больших долгах. Но такое возможно только по вине учредителей, которую ещё нужно доказать в суде. В коммерческих организациях все сложнее, но там также предусмотрена субсидиарная ответственность учредителей и должностных лиц.

Такова самая общая "дорожная карта" для всех, кто собирается изменить свою жизнь, создать уникальный проект и оставить свой яркий след на спортивном ландшафте. Команда преподавателей и экспертов Центра спортивного менеджмента МГУ имени М.В. Ломоносова поможет вам реализовать ваши планы и перейти на новую ступень понимания и организации собственного дела. Вы будете организовывать Чемпионаты мира, руководить клубами и спортивными федерациями, зарабатывать и инвестировать. Мы обратим ваше внимание на навыки управления, чтобы избежать повторения чужих ошибок.

Центр спортивного менеджмента МГУ имени М.В. Ломоносова объявляет новый набор слушателей на программу для руководителей спортивных организаций "Менеджмент в спорте". Начало занятий - 15 сентября 2018 года.

На ваши вопросы готовы ответить:

Сергей Алтухов +7-903-772-24-02

Егор Раевский +7-910-473-76-38

Елизавета Титова +7-903-519-77-84

Email: sm@econ.msu.ru

  

 

  • Vkontakte comments
  • Facebook comments