Университет - это боярская дума, где у каждого академика свое мнение

Далеко не лучшие места российских вузов в международных рейтингах уже стали притчей во языцех. В связи с этим правительство приняло очередную программу реформирования высшего образования «5-100». Благодаря ей за последние годы в вузы на высшие административные позиции пришли уже 20 топ-менеджеров из бизнеса. Им 35-45 лет, многие когда-то были начинающими доцентами или учились в аспирантуре, но в конце 1990-х ушли на заработки в бизнес.

Теперь они стремятся обратно в университетскую среду, где их знания и навыки принесут пользу, а работа будет наполнена созидательным смыслом, рассказывает Елена Чернышкова, заместитель исполнительного директора проектного офиса «5-100» и партнер практики по работе с образовательными и некоммерческими организациями в Odgers Berndston. К счастью, добавляет она, вузы стали конкурентоспособными работодателями. Они могут платить талантливым управленцам зарплаты лишь чуть меньшие, чем в бизнесе. И это тоже привлекает.

В России рекрутинг работников университета часто происходит в отрыве от общего, открытого для всех рынка труда. Этим наши вузы отличаются от тех международных университетов, которые занимают верхние строчки в международных рейтингах, объясняет Зоя Зайцева, региональный директор компании QS, которая составляет престижный QS World University Ranking.

Она рассказывает, что структура управления крупных международных университетов предполагает наличие двух руководителей: ректора, который отвечает за образовательную программу, и президента, несущего ответственность за фандрайзинг и финансовое обеспечение вуза. «Бюджет не замкнут на одного человека - ректора. Он распределяется по разным департаментам, что делает систему более прозрачной и эффективной», - комментирует Зайцева.

В России же единственный глава учебного заведения, решающий все вопросы (от образовательных до административно-хозяйственных и кадровых), - это ректор, уточняет Чернышкова. В задачи программы «5-100» не входит изменение структуры управления вузом, с ее помощью предполагается внедрить изменения в управление административно-хозяйственными процессами.

Залог успеха

«Переход из Philips был непростым и для меня, и для ректора. Мы много встречались, обсуждали стратегию позиционирования и продвижения бренда университета», - вспоминает Юлия Шальнева, ныне советник по маркетингу и коммуникациям МИСиС. Ректор опасалась проблем с интеграцией в академическое сообщество профессионала из международного бизнеса.

Решающую роль сыграло то, что проект «5-100» призван повысить престиж российских вузов не только в России, но и за рубежом. Стало ясно, что международный опыт и американский диплом MBA Шальневой в вузе пригодятся. «Не могу сказать, что мне сложно было адаптироваться в университете. Многие старожилы вуза отнеслись с пониманием к моему появлению, так как было понятно, что коммуникации надо серьезно совершенствовать», - рассказывает Шальнева.

В первые же дни работы она убедилась, что люди из бизнеса совершенно необходимы академической среде. Кто, кроме них, оптимизирует процессы управления, проведет автоматизацию, усилит бренды университетов? Главное - найти общий язык и наладить взаимодействие внутри вуза.

Стать своим

Проблема в том, что стать своим в вузовской среде человеку из бизнеса сложно. Организационная культура здесь существенно отличается от той, что принята в бизнесе, рассказывает Михаил Антонов, глава проектного офиса программы «5-100» и один из руководителей МШУ «Сколково». Для корпораций характерны жесткая структура, строгое подчинение и четкие KPI. А университет - это боярская дума, где у каждого академика свое мнение. В такой среде выживают только те менеджеры, кто отказывается от логики быстрого достижения результатов и прибылей и принимает во внимание множество разных критериев и мнений.

Умение адаптироваться крайне важно, но это не всегда легко сделать, потому что «академики» и администраторы в вузе часто разобщены. «Профессора погружены в науку и недооценивают административный состав», - рассказывает Юлия Селюкова, ранее - директор по развитию РЭШ, а ныне руководитель отдела университетского маркетинга и академического рекрутинга проектного офиса «5-100». «Я посещала профессорский клуб по пятницам, лишь бы наладить коммуникации и понять, кто чем занимается. Доверие возникло только тогда, когда профессора увидели во мне интеллектуально развитого человека. Без этого я не стала бы своей», - вспоминает она.

За три года сотрудничества с университетами стало понятно: если менеджер не заработал себе доброй репутации в профессорской среде, его песенка спета, делится наблюдениями Чернышкова: «Одного директора по персоналу попросили уволить только за то, что она не поставила в письме несколько запятых. Профессора возмутились ее неграмотностью».

План внедрения

Тем не менее в некоторых российских вузах запрос на качественные административные кадры появился уже несколько лет назад. Тренд усилился после старта госпрограммы по повышению конкурентоспособности российских вузов на международном образовательном рынке «5-100», рассказывает Селюкова. Программа принята на основе указа президента от 2012 г. «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» и рассчитана на семь лет, с 2013 по 2020 г. Из бюджета вузам на нее выделено около $1 млрд. Цель в том, чтобы к 2020 г. пять российских университетов вошли в топ-100 трех основных международных рейтингов.

Инициативу под условным названием «Улучшение качества административно-управленческих кадров в вузах» планируется реализовать в 2015 г. Создается экспертная группа из партнеров ключевых хедхантинговых компаний, которая к концу 2015 г. должна помочь сформировать кадровый резерв из 30-50 кандидатов, готовых перейти из бизнеса в вузы, отмечает Чернышкова.

Антонов рассказывает, что в числе 36 университетов, подавших заявки на участие в программе, далеко не все ведущие вузы страны. МГУ и СПбГУ уже самостоятельно реализуют подобные программы. МГИМО отказался от участия, потому что у него собственная модель развития. А Бауманский университет решил не участвовать в программе из-за большего количества закрытых специальностей. В итоге по конкурсу было отобрано 15 университетов, многие из которых региональные, добавляет Антонов.

В руках дилетантов

По какой-то причине считается, что университетом может управлять любой менеджер, недоумевает Сергей Мясоедов, проректор РАНХиГС. Он вспоминает историю, которую только что слышал в университете Уэйк Форест, что находится в Северной Каролине. Лет семь назад в этом вузе решили объединить две бизнес-школы. Для выполнения задачи пригласили бывшего руководителя североамериканского подразделения PepsiCo. Новый декан успешно объединил две школы, пользуясь опытом слияний и поглощений, который ранее приобрел в бизнесе. Но потом нужно было наладить в объединенной бизнес-школе учебный процесс. Бывший топ-менеджер с этим не справился. На его место взяли молодого профессора, который до этого преподавал в вузе. «Гораздо эффективнее инвестировать средства в молодые вузовские кадры: растить их, посылать на переподготовку за рубеж, прививать новое мышление», - считает Мясоедов. Со временем эти молодые люди и будут по-новому управлять вузом, гораздо грамотнее, чем дилетанты, пришедшие со стороны, полагает проректор.

В программе «5-100» никто не собирается ставить людей из бизнеса на академические должности. Проректорами по учебной части так и останутся профессора. Из бизнеса же придут руководители отделов персонала, финансисты, маркетологи, компьютерные специалисты, заключает Селюкова.

Список вузов – участников программы «5-100»

Дальневосточный федеральный университет
Казанский (Приволжский) федеральный университет
МФТИ
МИСиС
НИУ-ВШЭ
МИФИ
Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского
Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
Самарский государственный аэрокосмический университет им. академика С. П. Королева
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет
Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова
Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики
Национальный исследовательский Томский государственный университет
Национальный исследовательский Томский политехнический университет
Уральский федеральный университет им. первого президента России Б. Н. Ельцина

 

http://www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2015/02/24/akademiki-protiv-biznesa

 

 

  • Vkontakte comments
  • Facebook comments