Секреты популярности биатлона

kondrashovsmall

Начало зимнего спортивного сезона снова привлекает внимание к дискуссии, почему так популярен биатлон. Футболисты ревностно относятся к своей славе и рекламной привлекательности, а биатлонисты даже не пытаются их в этом разубедить. Просто добротно и профессионально делают свою работу и стремительно поднимают рейтинги у телеаудитории. Эксперт Центра спортивного менеджмента МГУ имени М.В. Ломоносова Андрей Кондрашов подготовил учебный курс, посвященный спортивному телевидению и позиционированию видов спорта в эфире.

Секрет  популярности  биатлона

Секрет в действительности один. А всё остальное – секретики. Регулярные телевизионные трансляции на эфирных (то есть общедоступных, бесплатных каналах)  гарантируют любому спорту зрительское внимание, высокие рейтинги и т.д. Биатлон смог овладеть телевизионным эфирным временем и потому стал всеобщим любимцем. Почему же это произошло?

Покорение международным биатлоном отечественного эфирного пространства началось в 2003 году, когда спортивный канал «7ТВ» решил на свой страх и риск приобрести права на показ Кубка мира по биатлону. Инициатором смелого и недешёвого проекта был тогдашний главный продюсер этого канала Владимир Кузнецов. Он сумел убедить акционеров в перспективности покупки. И, наверное, сам не ожидал, что уже через пару лет биатлон станет одним из ведущих видов спорта на «семёрке». Овладевший зрительскими симпатиями спорт тут же приметил новый канал «Спорт» и, по сути, отобрал права у «7ТВ», пользуясь государственным статусом. Приоритет при заключении контрактов на крупные международные соревнования принадлежит  государственным компаниям. А «мамой» «Спорта» как раз и была ВГТРК «Россия», ставшая новым правообладетелем биатлона у нас в стране. Ушёл на новое место вместе с биатлоном и его телевизионный родитель В.Кузнецов.  Биатлон продолжил завоевание телеэфира.

Но гораздо важнее  для понимания феномена популярности биатлона осознать, как и за счет чего он сумел пробраться в постоянный телеэфир. А вот, это уже и есть суть тех самых секретиков.  Если говорить коротко:

  1. Руководители Международного Биатлонного Союза (IBU) раньше других поняли, что соревнования проводятся не только и даже не столько для спортсменов, сколько  для зрителей.
  2. Чиновники IBU  решили расширять телеаудиторию с помощью стабильного календаря. Этапы Кубка мира по биатлону проходят каждый год в одних и тех же местах. Это означает, что организаторам соревнований не приходится каждый раз создавать всю инфраструктуру с нулевого цикла. В таких местах всё готово и для спортсменов и для зрителей, а главное – для телевизионных бригад.  Те болельщики, которым приходилось наблюдать за гонками не только по телевизору, но и непосредственно на стадионе, скорее всего, согласятся, что телеверсия интересней, понятней, информативней.
  3. Эффективность трансляции достигается, во многом, благодаря удачной компьютерной графике, сопровождающей телепоказ биатлона.  Набор цифр, фамилий позволяет быстро и своевременно ориентироваться в гоночной подготовке, помогает  понимать интригу соревнования.
  4. Всё чаще переносятся соревнования на более позднее время, чтобы увеличить зрительскую аудиторию,  а вместе с ней и привлекательность трансляций для рекламодателей.
  5. Продолжением борьбы за зрителя стало появление новых форматов соревнований, несмотря на противодействие спортсменов и тренеров. Так было, например, в своё время с гонкой преследования. Поначалу специалисты и биатлонисты демонстрировали активное неприятие суматошной, тесной, травмоопасной гонки преследования. Но при этом даже неподготовленному зрителю были ясны и  понятны правила определения победителя:  пришел первым на финише – значит, чемпион.
  6. Новые форматы гонок. Внедрение масс-старта, микст-эстафеты уже проходили без видимых трений, поскольку рост зрительских симпатий сопровождался увеличением количества призовых денег для спортсменов. Ждёт своей очереди на включение в программу международных соревнований  суперспринт,  который  похож форматом с известной шоу-гонкой под крышей футбольного стадиона.
  7. Трудно назвать с ходу другой спорт, столь непредсказуемый событиями и результатом. Неизвестность и скорая развязка приковывает нас к экрану. Эмоциональный фактор в любом зрелище занимает центральное место. Зачастую, биатлонная гонка – это лихо закрученный детектив. Выручка от продажи телевизионных прав соревнований – это 2/3 всех поступлений в бюджет Биатлонного Союза.  И успешный коммерсант под названием IBU не останавливается на достигнутом и постоянно улучшает качество предлагаемого товара. Ну, а дальше будет ещё интереснее. Новые старты, новые чемпионы, новые проекты.
  • Vkontakte comments
  • Facebook comments