Опубликовано сб, 07/03/2015 - 11:57
Экономисты Борис Титов, Владислав Жуковский, Яков Миркин о том, что делать для выхода из кризиса
Кроме краткосрочной цели снижения ущерба от кризиса необходимо поставить перед правительством среднесрочную цель (на 2016–2017 гг.). Это уже не срочные меры пожарного характера, а сложная и масштабная работа на перспективу. Речь о смене экономической парадигмы. Гася пожар в экономике и на финансовом рынке, необходимо закладывать фундамент для несырьевого будущего России с опорой на человеческий капитал, предприимчивость граждан, современное производство.
Вот несколько мер на краткосрочную перспективу.
1. Шаг за шагом необходимо снижать ключевую процентную ставку на 1–2%, доведя ее до докризисных значений и сделав кредит общедоступным.
2. Затем ставка должна быть снижена до 6–7% годовых. Нет ничего страшного, что инфляция будет выше базовой ставки – США, Япония, Великобритания, Швейцария, Швеция, страны еврозоны и многие развивающиеся страны начиная с 2008 г. живут в такой ситуации. Главное, чтобы средства не выводились из реального сектора за рубеж и на валютный рынок, а вкладывались в производство. Для этого у правительства достаточно инструментов – от обязательной продажи валютной выручки до более жесткого регулирования банков и валютного рынка.
3. Нужно смягчить возникающий в результате кризиса «кассовый» разрыв у среднего бизнеса, в регионах, поддерживая банки второго эшелона. Это можно сделать через капитализацию АРКО – института, хорошо показавшего себя в предыдущих кризисах.
4. Антикризисный план должен включать финансирование общественных работ, развитие малой инфраструктуры. Не мегапроектов, а базовой технологической и социальной инфраструктуры: коммунальных сетей, автодорог, школ, больниц.
5. Необходима реализация программ строительства жилья, частных дешевых домов: строительство обеспечивает 8% занятости и ВВП, обладая колоссальным инвестиционным мультипликатором. Именно жилье стало базой антикризисной программы США в 1930-х и в нынешнем Китае, который почти не почувствовал кризиса 2008–2009 гг.
6. Нужно поддержать малый бизнес – это главный буфер против экономических проблем населения. Срочно начать продавать патенты для самозанятых, ввести надзорные каникулы для малого бизнеса, снизить социальные страховые платежи до минимума.
7. Сильным ходом был бы «ударный пакет» налоговых льгот за рост бизнеса (выручки в сопоставимых ценах), за модернизацию.
Деньги для поддержки реального сектора у государства есть. За счет девальвации рубля в 2014 г. бюджет получил доход в 5 трлн руб. – резервный фонд и ФНБ приблизились к 11 трлн руб. Половину этих средств надо направить на инвестиции в инфраструктуру, жилье, снижение налогов для реального сектора.
Задача на следующие годы – движение к современной конкурентной многоотраслевой экономике. Нужно заложить основы новой модели развития, которая будет основана на свободном рынке, но даст государству возможность реализовывать системную, основанную на индикативном планировании промышленную политику. Задача конкурентного рынка – создать основу самообеспечения товарами, услугами и рабочими местами, а государства – привлечь технологические инвестиции в приоритетные отрасли и регионы, создать передовой отряд конкурентоспособных национальных и глобальных игроков.
Строительство новой экономики должно учитывать новые реалии – снизившийся из-за падения курса рубля и высокой инфляции внутренний спрос. Раньше мы были богатой (почти гламурной) экономикой с крайне высокими ценами на продукты питания, жилье. Сотни бутиков самых дорогих брендов находили у нас покупателей. А сегодня по показателю ВВП на душу населения мы ушли с 55-го места (данные ООН) на позорное 81-е, опережая на одну строчку Белоруссию и проигрывая Гренаде и Колумбии.
Внутренний спрос ослаб, но снизились и издержки, что дает стимул для развития экономики за счет импортозамещения и роста экспорта переработанной продукции. На базе проектов импортозамещения и углубления переработки сырья на экспорт нужно провести «новую индустриализацию». Чтобы производить конкурентоспособную по цене и качеству на мировом и внутреннем рынках продукцию, России необходима экономика низких издержек: дешевый рубль, соответствующий уровню развития экономики; дешевый рублевый кредит; низкие цены на услуги регулируемых отраслей; низкие налоги и административные издержки. Нужна высокая производительность труда и сбалансированный с ним уровень его оплаты. Новая индустриализация и импортозамещение требуют проведения стимулирующей, контрциклической денежно-кредитной, налогово-бюджетной, промышленной, структурной и тарифной политики.
В ближайшие месяцы необходимо урезать акцизы, НДПИ и прочие сборы при производстве ГСМ, еще выше поднять экспортные пошлины на нефть, ввести – на металлы, минеральные удобрения, круглый лес: внутри страны сырье должно быть дешевым, создавая преимущества отечественной переработке. Тарифы на энергоресурсы на внутреннем рынке надо устанавливать, исходя не из затрат монополий, а от рынка, реального соотношения спроса/предложения. Надо ввести стимулы для развития технологических инвестиций – усилить налоговые льготы, расширить ускоренную амортизацию для обрабатывающей промышленности и аграриев.
Политика ЦБ должна быть согласована с долгосрочными целями развития страны и стать прагматичной и активной. ЦБ надо мониторить температуру тела (инфляцию), а таргетировать – здоровье организма (экономический рост, монетизацию, динамику процентных ставок). Так называемое мультитаргетирование. Требуется не количественное сжатие, а продуманное и поэтапное количественное смягчение – переход к целевой кредитной эмиссии, под портфели ссуд банков, связанные с небольшими инвестпроектами, кредитами малому и среднему бизнесу, на рефинансирование ипотеки и другие полезные для роста предложения вещи. Для развития нужно опережающее денежно-кредитное предложение. Так работают центробанки всех успешных индустриально развитых государств, давно осознавшие важность стимулирующей денежно-кредитной политики и дешевого кредита для бизнеса. Конечно, все это – при подавлении немонетарной инфляции.
Отдельными приоритетными проектами могут стать: вовлечение неиспользуемых земель в экономический оборот; строительство арендного жилья с целью стимулировать мобильность населения и ускорить экономический рост; поиск, тиражирование, прототипирование и адаптация лучших мировых технологий, стимулирование высокотехнологических инвестиций; опережающее развитие территориально-отраслевых комплексов (кластеров). Пора избавляться от либеральных и «просоветских» догм и клише: нужны здравый смысл, прагматизм, защита интересов и стимулирование развития и технологического обновления российского бизнеса.
Необходима новая парадигма взаимодействия с бизнесом правоохранительных и надзорных органов – перейти от тотального контроля и карательных мероприятий к парадигме доверия и взаимопомощи.
У нас есть хороший шанс осуществить реальное импортозамещение и диверсифицировать экономику, промышленность и экспорт. Если реализовать эти программы, можно выйти из кризиса за один год и уже в 2017 г. выйти на траекторию устойчивого роста ВВП на 5–6% и инвестиций – на 8–10%. Сегодня нам ничто не мешает расти таким темпом, кроме груза накопленных ошибок и страхов дать большую свободу предпринимателям. Все в наших руках, будущее зависит исключительно от нашего выбора и действий. Никакие санкции и дешевая нефть не смогут помешать нам, если государство, бизнес и население смогут сформулировать четкие цели, создадут образ желаемого будущего и направят на это имеющиеся ресурсы. Нужно отойти от ментальных догм, теоретических мифов и идеологических барьеров и быть готовыми пуститься в это сложное и рискованное, но захватывающее и благодарное плавание – построение новой российской экономики.-
Авторы – уполномоченный по защите прав предпринимателей при президенте РФ; управляющий активами финансовой группы «Риком», завотделом ИМЭМО РАН
Окончание. Начало в статье «Правительство наступает на грабли образца 2009 года».