Прокрастинация и публичное обещание

Что нам мешает работать? Один из вариантов ответа — прокрастинация. Понятие не новое: о нем писал еще Цицерон. Если вкратце, прокрастинация — это состояние, когда вы понимаете (и это важно!), что вы должны работать, но вместо этого осознанно не работаете. Вам может это не нравиться, но вы все равно продолжаете проверять фейсбук, читать интересные статьи, делать все, что угодно, только не работать. Дополнительный повод для огорчения — осознание, что так поступаете не только вы, но и ваши сотрудники.

Как с этой прокрастинацией бороться? Сегодня речь пойдет об одном из моих самых любимых способов — о публичном обещании.

Что заставляет нас делать дела? Иногда только обещания. Причем не обещания самому себе: уж с собой-то всегда можно договориться. Важна публичность, ведь взять на себя ответственность перед другим человеком иногда значит сделать полдела.

Итак, предлагается использовать публичные обещания как способ мотивации своих сотрудников (да и себя тоже).

Теперь конкретно — как заставить всех подчиненных что-то пообещать? Есть простой способ — сделать сайт (а еще проще — группу в фейсбуке), где каждый сотрудник даст публичное обещание. Например, обещание увеличить продажи или, скажем, похудеть или пробежать марафон. А дальше начнется чудо. Сотрудники примутся буквально следить друг за другом. Периодически спрашивать что-то типа: «Ну как, ты успеваешь достичь своей цели?» Да, это не очень приятный вопрос — но это мотивирует начать шевелиться. Скажете, это ухудшает атмосферу в коллективе? Не думаю, по мне так коллективная ответственность лучше коллективной безответственности.

Расскажу собственную историю. Я дал публичное обещание взойти на гору Аконкагуа, написав пост в фейсбуке. Тут же прилетело 200 лайков. Удовлетворение было настолько большим (каждый лайк добавляет дофамин в крови), что я решил не восходить. Зачем — ведь все уже и так считают меня альпинистом. К тому же Аконкагуа — очень неприятное место. Почти 7000 м и большой шанс помереть.

Но дальше началась магия. Через месяц мне написали несколько «друзей»: «Ну как? Подготовка продвигается?» Я напрягся — оказывается, кто-то помнит о моем посте. А в декабре случилось ужасное — мне позвонили из Федерации альпинизма России и сказали: «Мы дарим вам всю экипировку для вашего восхождения! Удачи».

После этого было не отпереться. Пришлось идти. И то, что я в итоге побывал на вершине Аконкагуа, — это на 70% результат поста в социальной сети. После этого я стал давать публичные обещания по любому поводу. Особенно по бизнесу. Это ответственность, но это и гарантия общественного контроля.

Ну а вершина метода «публичное обещание» — внедрение отчета о достижении цели. Вы не только декларируете цель, но и, скажем, раз в месяц пишете отчет о процессе достижения. Например, мы в стартап академии «Сколково» раз в неделю пишем специальное письмо коллегам, которое называется Digest. Как это работает? Очень просто — я знаю, что мне надо будет написать отчет, и мне приходится шевелиться, чтобы к отчетной дате было чем похвастаться.

В каких бизнесах используется публичное обещание? К сожалению, мало где. Я уже ссылался на «Сколково». Еще один пример — компания «Беби-клуб» Юрия Белонощенко. Но, в конце концов, какая разница, где что внедрено — начните с себя. И дайте публичное обещание, что воспользуетесь таким методом до конца года.

Михаил Хомич
Vedomosti.ru

 

  • Vkontakte comments
  • Facebook comments