Опубликовано вт, 13/01/2015 - 17:39
Ситуация за окном не способствует эффективности и качеству работы. «15 рублей назад налил чай, а он еще горячий», — хихикают коллеги. Черный юмор, конечно, спасает, но на самом деле люди деморализованы и растерянны. Мало кто может сосредоточиться на работе. Но именно сейчас стоит подумать о том, что может помочь людям сохранить желание и возможность давать нужный компании результат.
За годы благополучия и постоянного роста компании привыкли думать об одном-единственном способе мотивировать сотрудников — повышать зарплату и платить бонусы. На ближайшее время старые дедовские методы, видимо, совсем будет невозможно использовать — повышение зарплаты на 5, 10 и даже 20% не сможет компенсировать реальное падение дохода сотрудников. Практически любое повышение будет восприниматься сейчас скорее как насмешка — падение реального дохода в любом случае будет невозможно перекрыть.
Стоит смотреть правде в глаза. Идея о том, что повышение зарплат мотивировало сотрудников, и раньше была во многом иллюзией. Как-то этот метод, безусловно, работал, но уровень вовлеченности и эффективности сотрудников был достаточно невысок, если сравнивать его с общемировыми тенденциями. Сотрудники компаний, работающих в России, значительно реже, чем сотрудники американских и компаний из БРИК, чувствовали, что «организация мотивирует их выполнять работу, выходящую за рамки прямых обязанностей». Разница по этому показателю между российскими и американскими компаниями составляла 46%! А разница в эффективности работы была еще выше.
Чем ниже сотрудник в организационной иерархии, тем меньше у него желания прикладывать дополнительные усилия. Точно так же уменьшается и доверие к компании, и уверенность в эффективности управления. Иными словами, руководители российских компаний практически не умеют мотивировать сотрудников. В средней российской компании от 70 до 100% руководителей создают демотивирующую среду для подчиненных.
Сегодня результат компаний в первую очередь будет зависеть от того, насколько сотрудники готовы прикладывать дополнительные усилия и работать по-настоящему эффективно и качественно, ведь именно этого неизбежно потребует жесткая экономическая ситуация. А уровень вовлеченности сотрудников зависит в первую очередь от лидерского таланта и изворотливости руководителя в вопросах мотивации.
Вот несколько простых советов, которые могут помочь мотивировать людей.
Постарайтесь их успокоить. Спросите, что их больше всего волнует. Даже если вы не сможете ответить на большую часть вопросов, людям будет важно, что вы нашли время выслушать их и поделиться своими знаниями. Это существенно повысит ваш авторитет. Помогите им понять, что сейчас волнуются все, это естественно, но это вряд ли поможет делу.
Расскажите о том, что означает кризис для вашей компании. Будьте максимально конкретны. Есть ли у компании план по выходу из кризиса? Когда и как он будет разрабатываться? Расскажите, что для вас как для руководителя особенно важно. На чем вы хотите, чтобы сотрудники сфокусировались.
Постарайтесь найти позитивные стороны в происходящем. Возможно, компания станет искать новые пути привлечения клиентов и способы работы с ними. Это возможность для сотрудников проявить себя и изменить то, что давно нужно было изменить.
Помогите людям в их личном развитии. В кризисные моменты хорошо думается о том, что по-настоящему важно. Хочу ли я заниматься этим дальше? Возможно, как раз сейчас подходящий момент для того, чтобы принять для себя новые решения.
Надежда Дьяконова, старший консультант Hay Group