Мухаммед Бин Сулайем и принципы Good Governance

В 1939 году Уинстон Черчилль использовал фразу «загадка, окутанная тайной внутри головоломки», чтобы описать ситуацию, характеризующуюся противоречивыми знаками и быстрыми изменениями, которую было трудно понять. Эта цитата актуальна и сегодня, особенно если попытаться понять, что происходит в Международной автомобильной федерации (FIA), глобальном руководящем органе автоспорта. Обнародование в 2020 данных ВВП Международной автомобильной федерации в объеме 196 млрд долларов совсем не означало, что эти средства находятся на счетах FIA. Более того, годовые убытки на 2021 год составили 20 миллионов долларов. И после избрания в 2022 году нового президента — Мохаммеда бин Сулайема, гражданина ОАЭ, началась работа по изменению моделей управления и критериев эффективности деятельности организации. Причем, за три года FIA трижды меняла организационную структуру управления. И в 2024 году впервые FIA добилась финансового оздоровления.

В 2024 году выручка организации составила 182 млн евро (205,4 млн долларов США), что на 26,7 млн ​​евро (17%) больше, чем в 2023 финансовом году, а прибыль составила 4,7 млн ​​евро. Компания также не имеет долгов и имеет «здоровое» соотношение собственного капитала к активам в размере 45%. Все это произошло после пяти лет подряд (2019-2023), в течение которых FIA ежегодно несла операционные убытки.

Однако в апреле 2025 года заместитель президента FIA Роберт Рид покинул свой пост из-за того, что он назвал фундаментальным нарушением стандартов управления в глобальном руководящем органе автоспорта.

Рид сказал в своем заявлении:

«[Меня] всё больше беспокоит то, что критически важные решения принимаются без надлежащей правовой процедуры или надлежащих консультаций… Со временем я стал свидетелем неуклонного размывания принципов, которые мы обещали соблюдать… Решения принимаются за закрытыми дверями, в обход тех самых структур и людей, для представления которых и существует FIA».

Однако в последнее время из FIA ушли в отставку и другие члены FIA, в том числе Натали Робин, генеральный директор; Стив Нильсен, спортивный директор «Формулы-1»; Тим Госс, технический директор по одноместным гонкам; Люк Скиппер, директор по коммуникациям; и Джейкоб Бэнгсгаард, генеральный секретарь по мобильности.

Отношения между гонщиками FIA и Формулы-1 также были напряженными: на ранних этапах президентства бин Сулайема он критиковал таких людей, как Льюис Хэмилтон, за навязывание ими своих убеждений относительно прав ЛГБТК, прав человека и психического здоровья. В последнее время все чаще возникают споры по поводу нецензурных переговоров гонщиков и применяемых к ним за это наказаний.

Одно из объяснений происходящих событий в FIA заключается в том, что президент сокращает масштабы управления спортом. Однако многочисленные критики из числа противников реформ искренне обеспокоены тем, что подрываются принципы Good Governance (надлежащего управления) в автоспорте. Но, как представляется, именно эти принципы впервые за много лет стали формироваться в интересах организации, а не отдельных ее членов.

Также есть ощущение столкновения идеологий, ценностей и культур на фоне изменений мирового порядка. До прихода бин Сулайема на пост президента все остальные президенты FIA (основанной в 1904 году) были европейцами, ее штаб-квартира по-прежнему находится в Париже. Ситуация может измениться в декабре 2025 года, когда состоятся следующие президентские выборы, на которых соперником бин Сулайема станет испанец Карлос Сайнс-старший. Это будет настоящая охота!

Учитывая складывающуюся неопределенность, становится ясно, что FIA по-прежнему будет загадкой, окутанной тайной внутри головоломки.

https://profchadwick.substack.com/p/the-fia-a-riddle-wrapped-in-a-mystery

  • Vkontakte comments
  • Facebook comments