Паршикова предлагает для агентов Институт спортивного арбитража

2 июня прошло заседание комитета Государственной думы РФ по физической культуре, спорту и делам молодежи, на котором был рассмотрен законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» в части регулирования спорта высших достижений и профессионального спорта». По словам председателя комитета Дмитрия Свищева, документ может быть рассмотрен в первом чтении на пленарном заседании 7 июня. Одним из ключевых элементов этого закона является ст. 19 «Спортивные агенты».

В ней предлагается законодательно закрепить полномочия спортивных федераций или лиг по аккредитации агентов. Так, согласно ч. 1 ст. 19, деятельность спортивных агентов осуществляется в соответствии с федеральным законом, иными нормативными актами, а также нормами, утвержденными общероссийскими спортивными федерациями и профессиональными спортивными лигами (в случае если аккредитация агентов осуществляется совместно федерациями и лигами). Часть 2 дает право агентам заключать договоры со спортсменами, тренерами и клубами в соответствии не только с законодательством РФ, но и регламентами аккредитующих организаций, т.е. спортивных федераций или лиг.

Но главной является ч. 3 ст. 19, в которой прописаны обязанности агентов. В ней, среди прочего, говорится, что осуществление деятельности спортивных агентов по содействию трудоустройству спортсменов и тренеров в профессиональные клубы без получения указанной аккредитации не допускается. Данное положение может серьезно ударить по обычной практике, когда интересы спортсмена и тренера представляет доверенное лицо без лицензии, будь то рядовой адвокат или родственник.

К тому же законодательное закрепление агентов под юрисдикцией спортивных федераций может привести к очередному радикальному изменению системы взаимоотношений в футбольной среде. С 1 апреля 2015 года в России агенты не являются субъектами футбола. В 2014 году ФИФА на конгрессе в Сан-Паулу приняла решение упразднить институт футбольных агентов, отменив их лицензирование в своей системе. Таким образом, с этого момента представлять интересы спортсмена и тренера мог любой посредник, получивший письменную доверенность от субъекта футбола.

Данное решение ФИФА приняла под давлением межправительственной организации FATF (группа по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег). Международная федерация футбола дала право каждой национальной ассоциации самостоятельно сделать выбор, оставлять институт футбольных агентов в прежнем виде или нет. РФС последовал примеру ФИФА.

Таким образом, это дало посредникам большую свободу в своей деятельности, но усилило конкуренцию на рынке. Также выход агентов из-под юрисдикции РФС привел к тому, что споры перестали рассматриваться футбольными органами. С 2015 года посредники все споры ведут через суды общей юрисдикции, что привело к затруднению вывода денег из клубов. Ярким примером этого стала недавняя победа самарских «Крыльев Советов» в суде над бывшим агентом, а ныне советником генерального директора тульского «Арсенала» Дмитрием Агеевым. В 2013 году клуб нанял его за $450 тыс. для оказания помощи в продлении контракта с футболистом Ибрагимом Цаллаговым. После смены руководства в 2014 году «Крылья» попытались воздержаться от выплаты столь крупной суммы Агееву, но агент сумел добиться положительного для себя вердикта через Палату по разрешению споров РФС. Но после упразднения института футбольных агентов за дело взялся Арбитражный суд Самарской области, который отказал Агееву в иске на 10 млн рублей, а «Крылья» выиграли встречный иск на 13 млн рублей, доказав, что сделка 2013 года была оформлена тогдашним менеджментом с нарушением закона.

Также на заседании комитета Госдумы по спорту шла речь о введении института спортивного арбитража. Об этом доложила заместитель министра спорта РФ Наталья Паршикова.

— Впервые вы увидите в проекте федерального закона положение об институте спортивного арбитража, так называемого третейского разбирательства, — сказала Паршикова депутатам. — В настоящее время у нас есть два третейских суда. В мировой практике существует только Спортивный арбитражный суд в Лозанне.

Между тем еще в 2013–2014 годах УЕФА рекомендовал своим национальным федерациям отказаться от услуг CAS при рассмотрении споров, опираться на свое законодательство и свои арбитражные структуры. Почти все передовые европейские футбольные державы последовали совету УЕФА. Сейчас услугами Лозанны пользуются только Россия, Швейцария, Казахстан, Северная Ирландия, Словакия, Румыния, Лихтенштейн, Латвия, Албания. В 2014 году руководство РФС планировало включить в повестку дня исполкома вопрос об отказе от CAS в пользу Арбитражной палаты при Олимпийском комитете России, но он был отложен, а после смены руководства союза о нем вообще забыли.

 

  • Vkontakte comments
  • Facebook comments