"Милан" стал китайским по алгоритму "Манчестер Юнайтед"

13 апреля 2017 года – это исторический день для итальянского клуба с великой историей. С третьей попытки одиозный 80-летний Сильвио Берлускони продал свое детище – футбольный клуб «Милан». Итоговая сумма сделки составила 740 млн евро. Покупателем выступил китайско-американский консорциум Rossoneri Sport Investment Lux. «Милан» стал вторым после «Интера» итальянским клубом, перешедшим под контроль китайских инвесторов. Рассмотрим предысторию этой сделки, ее основные финансовые аспекты, а также мотивы второй стороны – китайская экспансия в европейский футбол продолжается семимильными шагами.

ПРЕДЫДУЩИЕ ПОПЫТКИ

Первые слухи о продаже «Милана» появились в апреле 2014 года, когда контрольную долю клуба хотел купить за 500 млн евро известный бизнесмен из Сингапура Питер Лим. Берлускони тогда заявил, что «Милан» стоит намного больше. В итоге в том же году Лим стал акционером испанской «Валенсии»: он приобрел 70,4% акций за 94 млн евро.

В мае 2015 года все было намного серьезнее. Берлускони согласился продать 50% долю в клубе безвестному тайскому предпринимателю Би Течауболу. Стоимость сделки должна была составить 500 млн евро, предполагалось, что Течаубол будет постепенно наращивать свою долю в клубе с 20%, начиная с сентября 2015 года. Но сделке так и не суждено было сбыться. То ли у тайца не оказалось реальных денег, то ли что-то не понравилось Сильвио, но факт остается фактом – сделка не состоялась.

И вот в июле 2016 года на горизонте замаячил Китай. Любопытно, что в июне того же года 69% в акционерном капитале другого миланского клуба, непримиримого соперника черно-красных, «Интере», приобрело одно из крупнейших частных предприятий розничной торговли в Китае – Suning Commerce Group. Сумма сделки составила 270 млн евро и по времени она заняла рекордные сроки – все детали были улажены всего за один месяц. Первая информация о сделке появилась 3 июня, а 30 июня были уже пописаны все документы. В истории с «Миланом» все складывалось далеко не так быстро.

ХРОНОЛОГИЯ СДЕЛКИ

1 июля 2016 года китайский консорциум, в который вошли основное действующее лицо сделки президент компании Sino-Europe Sports Ли Йонхонг, фонд Haixa Capital, а также государственная корпорация State Development & Investment Corporation и несколько других китайских инвесторов, согласился приобрести 99,93% акций «Милана» у компании Сильвио Берлускони Finanziaria d'investimento Fininvest S.p.A. за 750 млн евро. Планировалось, что 530 млн евро будет выплачено деньгами, а 220 млн евро пойдет на погашение долгов клуба.

Для обозначения серьезности своих намерений китайские представители сразу выплатили невозвратный депозит в размере 100 млн евро.

21 июля 2016 года китайцы заявили о намерении приобрести 80% акций клуба сразу, а 20% позже. Планировалось, что Берлускони будет оставаться президентом клуба на протяжении 3 лет. Предполагалось, что единственное, что откладывает совершение транзакции – это одобрение китайских и итальянских властей.

5 августа 2016 года Берлускони объявил, что он согласился на условия сделки. Сделка должна была быть закрыта до конца года.

17 ноября 2016 года было объявлено, что сделка закроется 13 декабря 2016 года.

Однако так совпало, что в конце года китайское правительство стало усилено вести борьбу с оттоком капитала, из-за которого снижались курс юаня и валютные резервы. Для этого они ограничили международные платежи в юанях и импорт золота. Также стало известно о планах Пекина ввести ограничения на иностранные инвестиции китайских компаний. Следствием этого решения стало то, что из сделки вышли и государственная компания, и китайский фонд Haixia Capital. Окончательные сроки сделки были снова перенесены, на этот раз на 3 марта 2017 года. При этом 13 декабря  китайские инвесторы выплатили Берлускони второй невозвратный депозит в размере 100 млн евро.

Тогда же стало известно, что для финансирования сделки китайцам средства предоставит американский хедж-фонд Elliott Management, управляющий активами в размере 27 млрд долларов США по всему миру. Ли Йонхонг и его Sino-Europe Sports создали совместную с Elliott Management новую компанию в Люксембурге, которая должна помочь обойти санкции китайского правительства. Компания получила патриотичное миланское название – Rossoneri Sport Investment Lux.

Однако в начале марта 2017 года опять ничего не произошло и сделку перенесли на неопределенный срок. При этом 24 марта китайская сторона предоставила еще один невозвратный депозит в размере 30 млн евро и сообщила, что сделка будет закрыта 14 апреля 2017 года.

И вот, наконец, 13 апреля 2017 года вышел официальный пресс-релиз: «Собственником 99,93% акций «Милана» стал китайско-американский консорциум Rossoneri Sport Investment Lux, купивший их у компании бывшего премьер-министра Италии Сильвио Берлускони Fininvest». Сумма сделки оценивается в 740 млн евро. Из них 220 млн евро будут направлены на погашение долгов «Милана», еще 90 млн евро – на покрытие издержек Fininvest из-за неоднократно отложенной сделки. 230 млн евро, напомним, уже были к этому времени переведены на расчетные счета Берлускони.

АМЕРИКАНСКИЙ СЛЕД

Как мы уже отметили, сделка стала возможной благодаря американскому хедж-фонду Elliott Management. И именно с ним связаны самые примечательные особенности сделки.

Считаем. Если вся сделка оценивается в 740 млн евро, 220 млн из которых пойдут на будущую выплату долгов клуба, остается 520 млн евро. Из них примерно 230 млн евро уже выплачено в качестве депозитов. Остается 300 млн евро. Откуда же их возьмет мистер Ли Йонхонг? Вот тут-то и вступают в дело американцы.

Планируется, что остальные средства будут получены от американского хедж-фонда Elliott Management в кредит: 303 млн евро. При этом есть информация, что из этих 303 млн. евро 180 млн евро берет на себя компания Ли Йонхонг (по ставке 11,5%), а оставшиеся 123 млн евро (по ставке 7,7%) будут оформлены на… «Милан».

По данным Financial Times, Elliott Management предоставит финансирование Rossoneri Lux в размере 253 млн евро. Из них 180 млн евро пойдут на расчеты с Fininvest Берлускони, а 73 млн евро будут выданы в долг футбольному клубу «Милан» для выплат по краткосрочным кредитам. По данным источников Reuters, еще дополнительные 50 млн евро будут вложены непосредственно в футбольный клуб.

При этом Ли планирует провести листинг футбольного клуба в Гонконге в следующие 18 месяцев, чтобы дать возможность Elliott Management продать свой пакет, ссылается Financial Times на источники, знакомые с ходом переговоров. Я бы заменил «дать возможность» на «спастись от того, чтобы не остаться без клуба». Elliott Management специализируется на проблемных активах и называется «фондом стервятников». Они точно не заинтересованы в том, чтобы управлять футбольным клубом.

Вам это история ничего не напоминает?..

Для оформления покупки клуба Ли Йонхонг оформляет кредит на приобретаемый им же клуб. Мне это очень напоминает историю одного известного английского клуба и его американского владельца. Единственное, сегодняшние операции представляются намного более рискованными…

«Манчестер Юнайтед» на момент совершения сделки был прибыльным клубом без каких-либо долгов, показывал отличные спортивные результаты, и уже к тому времени торговался на бирже. У «Манчестера», в конце концов, есть свой стадион. «Милан» же последние годы убыточен, у него много своих долгов, нет никаких спортивных результатов в последние годы, и он тратит большие суммы на ежегодную совместную аренду домашнего стадиона «Сан-Сиро» вместе с «Интером». Такие какие же такие мотивы могли сподвигнуть никому даже в Китае не известного инвестора купить футбольный актив за шутка ли почти 1 млрд евро?

ВОЗМОЖНЫЕ МОТИВЫ СДЕЛКИ

На самом деле, точно сказать, что движет китайскими инвесторами и кого на самом деле представляет Ли Йонхонг, невозможно. Он не дает интервью, про него ничего не пишут в Интернет. Есть даже цитата Марчелло Липпи, не безуспешно работающего в Китае, который сказал буквально следующее: «Никто в Китае не знает, что это за люди, в то время как Suning Group, купившая «Интер», очень известна». Однако сделка закрылась. Попробуем предположить, чем может быть интересен «Милан» китайцам.

Во-первых, все мы знаем и помним про футбольный бум в Китае. И даже если правительство требует ограничить вывод денежных средств из Китая, это не означает, что оно будет против того, чтобы еще один известный европейский футбольный клуб получил китайский след.

Во-вторых, стоимость итальянских футбольных клубов относительно низка – например, по сравнению с испанскими или английскими клубами. А между прочим «Милан», клуб с богатейшей историей, является вторым после «Реала» рекордсменом по количеству побед в Кубке/Лиге Чемпионов – у него 7 титулов. Также немаловажно, что владельцы итальянских клубов не требуют оставлять за собой 50% плюс 1 акция, как это делают многие собственники других европейских клубов, например, в Германии. А долю в «Барселоне» или «Реале» вообще купить нельзя, так как они принадлежат болельщикам – сосьос.

Еще одной причиной интереса китайцев именно к Италии может стать тот факт, что через год итальянской Серии А предстоит заключать новый ТВ-контракт, который, скорее всего, сулит новые потенциальные коммерческие доходы. В том время, как мы уже говорили о потенциальном падение рекордного ТВ-рынка в Англии, остальным европейским футбольным странам только предстоит этих высот достичь.

К тому же, за прошлый год «Милан» и «Интер» заняли второе и третье места по размеру прибыли от показа матчей после, естественно, «Ювентуса» (80 и 78 млн евро соответственно). Китайский футбольный бум наверняка поспособствует увеличению этого показателя – жители Поднебесной станут охотнее смотреть игры «Интера» и «Милана», и Серия А, возможно, наконец-то прервет гегемонию популярности семерки топ-команд Европы (трех английских, двух испанских и двух немецких) в Китае.

Наконец, возможно главной причиной этого приобретения стала недвижимость, а именно стадион. Да, мы сказали, что пока «Милан» вынужден арендовать домашнюю арену, что существенно снижает его коммерческую привлекательность. Это с одной стороны. А с другой стороны, есть информация, что Берлускони выхлопотал разрешение на строительство собственной арены. И пусть стройку отложили, но право на землю клуба есть. И как мы знаем и из положительных примеров лондонского «Арсенала», так и из не таких положительных российских примеров, земля под строительство стадиона – это не только строительство стадиона… Возможно, интересы китайских инвесторов распространяются далеко за пределы только футбола?.. Это нам только предстоит узнать.

Сказать наверняка, каким будет будущее некогда великого итальянского клуба, сейчас, конечно, нельзя. Возможно, последуют громкие приобретения, что несколько осложняется правилами Финансового Fair-Play, возможно, все просто ограничится сменой тренерского состава. Пока есть неподтвержденная информация, что новые инвесторы пообещали выделить на трансферы 50 млн евро, но вполне вероятно, что это только начало. В любом случае, нельзя оставить без внимания, что, во-первых, очередной большой европейский клуб приобретается на заемные средства, которые в будущем будут висеть бременем на этом же клубе, а во-вторых, не перестаем следить за китайской экспансией в европейский футбол. Сегодня ветер перемен дует с Востока. Самое время заговорить по-китайски. Это по-настоящему актуально и модно. А как известно: Милан – всегда был и остается столицей моды.

 

Владимир Агеев

  • Vkontakte comments
  • Facebook comments