Кто ответит за некомпетентность менеджеров? Или как ОКР остался без денег

Проблемы в экономике и общая финансовая нестабильность оказывают непосредственное влияние на различные стороны общественной жизни, в том числе, и на спорт. Никого уже не удивляют новости о сокращении бюджетных вливаний в клубы, о задержках зарплат, банкротствах и ликвидациях, продолжают страдать оставшиеся без финансового допинга целые федерации. Все мы помним, с каким шумом обсуждалось (и обсуждается до сих пор) финансовое положение РФС. Общими усилиями целой страны подчиненные министра спорта пытаются ликвидировать дефицит бюджета, созданный этим же министром после подписания контракта с Фабио Капелло. Но теперь все идет к тому, что под ударом оказались совсем небожители с Олимпа. Вчера свою зарплату не получили сотрудники Олимпийского комитета России. И это только начало…

2015 год стал рекордным по количеству отозванных у банков лицензий. По данным на конец декабря количество отзывов приблизилось к сотне, а год еще не закончен. Причем, под ударом оказываются как небольшие региональные банки, так и крупные, которые у многих на слуху: «Мастер-Банк» и «Инвестбанк» два года назад (все мы помним историю с хоккейным «Спартаком»), а после них целая группа банков «Лайф» во главе с «Пробизнесбанком». А ведь есть еще крупные банки, попавшие под санацию - «Траст», «МДМ Банк», «Уралсиб» и т.д.  Банки фактически признаны банкротами, ЦБ выбирает санатора, которому выдает долгий недорогой кредит на оздоровление. Банк получает новых хозяев, но продолжает функционировать.

Следующей экономической жертвой стал входящий в Топ-40 по активам «Внешпромбанк». Уровень имевших в нем махинаций поразил многих. При указанных в бухгалтерской отчетности активах в размере в 282 млрд. рублей «живыми из них», в лучшем случае, оказалась только треть. Остального нет. И не будет. Основной владелец и руководитель банка уже в СИЗО (Лариса Маркус), а дальнейшую судьбу банка решают на самых верхах. Казалось бы, причем здесь спорт?

Оказывается, в клиентах у «Внешпромбанка» ходили крупнейшие российские компании и важные государственные деятели. А одним из главных контрагентов оказался Олимпийский комитет России. Причем ОКР держал там все (?!) свои деньги. Что это означает? Всего лишь то, что шансы увидеть свои деньги в ближайшие время у ОКР стремятся к нулю. Слышали ли в ОКР что-то про диверсификацию рисков и то, что нельзя держать все яйца в одной корзине?

Какие же средства хранились у ОКР во «Внешпромбанке»? Согласно опубликованным в РБК комментариям одного из бывших сотрудников дочерней структуры ОКР, там были деньги, которые «Газпром» выделил в рамках спонсорской помощи при подготовке к Играм в Рио​-де-Жанейро 2016 года и Пхенчхане 2018 года. Соответствующий меморандум в октябре 2014 года подписали глава ОКР Александр Жуков и председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер. Жуков тогда объявил, что сумма помощи составит​ 130 млн. долларов США. Причем, как говорит источник, из этих денег еще ничего не успели потратить. Значит, в Рио не поедут не только легкоатлеты?..

Также во «Внешпромбанке» могли быть размещены средства, полученные по итогам проведения Олимпиады в Сочи. В апреле 2014 года профильный вице-премьер Дмитрий Козак сообщал, что Россия заработала на Олимпиаде в Сочи больше 32 млн. евро, которые должны были быть направлены на развитие массового спорта. И этих денег тоже не стало… Сравните, кстати, эти «доходы» с общими расходами на проведение Олимпийских Игр в Сочи (1,5 трлн. рублей)

Почему ОКР выбрал именно «Внешпромбанк»? Бывший сотрудник ОКР рассказал РБК, что у комитета традиционно было два обслуживающих банка – «Сбербанк» и «Внешпромбанк». Почему же ответственные люди выбрали второй? «У «Внешпромбанка» проценты по депозитам всегда были выше, чем в «Сбербанке», – рассказал он же. Логика! Только за риск надо платить! Больше доходность – выше риски. Неужели в ОКР не знают простых законов экономики?

Что теперь делать? Как высказался в прессе почетный президент ОКР Леонид Тягачев, если деньги пропали, то «будем писать председателю Банка России Эльвире Набиуллиной и президенту, надо возвращать эти средства». Приехали. Хотя, что здесь удивительного? У нас так всегда: как что, пишем письмо Путину.

На наших глазах разворачивается очередная история халатности и безответственности сегодняшних спортивных управленцев. Проблема в отсутствии необходимых управленческих компетенций или был здесь злой умысел, в любом случае, ответственные люди должны понести за это наказание. Управлением должны заниматься профессиональные менеджеры, финансами – профессиональные финансисты. А, главное, все специалисты должны быть сертифицированы и аттестованы. Иначе, в наши тяжелые времена такие ситуации будут повторяться одна за другой.

 

«ВЭБ» и Олимпиада

Еще одной темой уходящего года, связывающей спорт и банки, стала новость о том, что «ВЭБ» в очередной раз реструктурировал олимпийские долги. Это никого не удивило. Мы уже не раз писали о том, какое олимпийское наследие оставили Сочи-2014 на балансе «ВЭБа».

В первом полугодии 2015 года ВЭБ получил чистый убыток по МСФО в размере 73.5 млрд. рублей (рекорд всех времен!). Основной источник проблем – кредиты под так называемые специальные проекты. Один из таких: кредиты на строительство инфраструктуры для Олимпийских игр в Сочи.

До июля 2017 года продлен режим, когда инвесторы могут гасить кредиты только из положительного денежного потока. Одобрено и предложение о продлении моратория на выплату процентов по этим кредитам. Действие предыдущего моратория истекало 31 декабря 2015 года. При этом величина общего кредитного портфеля «ВЭБа» по Олимпиаде приблизилась к астрономической сумме в 323 млрд. рублей.

Представляется, что в 2017 году мы услышим новость о новых продлениях… Инвесторы просили о реструктуризации кредитов еще за год до начала Игр. Вопрос ставится не о том, как вернуть деньги, а о том, как отделить эти неработающие активы от всей структуры «ВЭБа» – оставить все как есть, не получится, показывать еще большие убытки «ВЭБ» не может, и в Правительстве уже давно  обсуждается, как ему помочь.

При этом хотелось бы лишний раз напомнить, что в должниках «ВЭБа» ходят не самые последние люди и компании страны: «Интеррос» Владимира Потанина, «Базэл» Олега Дерипаски, «Газпром», «Сбербанк»… Неплохой список, не правда ли?

Отметим еще, что на днях появилась информация о том, что «ВЭБ» все-таки согласовал продажу принадлежащего «Сбербанку» в Красной Поляне комплекса «Горки-Город» компании «Курорт плюс», которую многие связывают с семьей министра сельского хозяйства Александра Ткачева, за 35 млрд. рублей. Хотя до этого он был категорически против. Интересно, как это повлияет на шансы «ВЭБа» вернуть кредит, выданный под данный проект (52 млрд. рублей)?..

Накануне Нового Года принято подводить итоги уходящего года и делать прогнозы на новый год. Мы уже готовы к тому, что 2016 год будет непростым. И с экономической точки зрения, в первую очередь. Да, кризис – это тяжело, но не стоит забывать, что кризис – это также новые возможности. Дорога в тысячу ли начинается с первого шага.

П.С.: Еще одним событием вчерашнего дня стало заявление Дмитрия Мусэрского о временном приостановлении выступлений за сборную «по семейным обстоятельствам». Но больше всего поражает реакция Президента ВФВ Станислава Шевченко на решение лучшего игрока и капитана сборной. Что-то не так в нашем царстве, если своих героев мы так легко называем «предателями», а клубы отказываются играть матчи еврокубков в определенных странах… Но разве только в одном волейболе у нас проблемы?.. С Новым Годом!

 

Владимир Агеев

 

  • Vkontakte comments
  • Facebook comments